РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 17 февраля 2012 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора Дроздовой Н.И., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-96/2012 по иску Калачинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского городского поселения, МУ «Городское хозяйство» о признании незаконным бездействия по содержанию автомобильных дорог общего пользования и понуждении производства работ по содержанию дорог, суд
УСТАНОВИЛ:
Калачинской межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» были установлены факты бездействия по соблюдения требования законодательства о безопасности дорожного движения на <адрес>, <адрес> <адрес>, деформированы стойки дорожных знаков (пешеходный переход), что также создает угрозу безопасности здоровью и жизни пешеходов, руководствуясь ст.15 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1,3,12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. ст. 14,50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.3,6,13,17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 13 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» просили признать незаконным бездействие администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно по элементам обустройства автомобильных дорог на <адрес> <адрес>, обязать администрацию Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» провести соответствующие работы по содержанию автомобильных дорог, а именно по элементам обустройства автомобильных дорог - отремонтировать или заменить деформированные дорожные знаки «пешеходный переход» на <адрес>, <адрес> <адрес>.
В судебном заседании прокурор Дроздова Н.И. поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Калачинского городского поселения, МУ «Городское хозяйство» Балашенко В.В., действующий на основании доверенностей от 28.02.2011 года, от 13.12.2011 года, исковые требования признал частично, указав, что работы по замене дорожных знаков ведутся, произведена замена знаков, заменить стойки не имеют возможности из-за промерзания земли, между МУ «Городское хозяйство» и ООО «Ремстройсервис» заключен договор, полагал, что ответственность должна быть возложена на ООО «Ремстройсервис».
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД «Калачинский» Бакаев В.Н. суду пояснил, что ГОСТ Р 50597-93 не допускает наличие на дорожных знаках каких-либо повреждений, загрязнений, замена знаков или устранение повреждений должна быть осуществлена в срок не более трех суток, а для знаков приоритета 1 сутки, деформация знаков на данных участках была выявлена в ноябре 2011 года, однако в срок устранена не была, требования ГИБДД проигнорированы, вынуждены были обратиться к прокурору для принятия мер, на сегодняшний день знаки находятся в том же состоянии.
Выслушав стороны, прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность -деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 1 и 11 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В п. 12 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» указано, что в состав работ по содержанию, а именно по элементам обустройства автомобильных дорог входит очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, подсыпка и планировка берм дорожных знаков.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196- ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что под безопасностью дорожного движения необходимо понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Решением Совета Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 20.01.2009 № 6-РС создано Муниципальное учреждение «Городское хозяйство». Постановлением главы Калачинского городского поселения от 28.01.2009 № 9-п утвержден устав МУ «Городское хозяйство» (л.д.6).
Согласно Уставу учредителем Учреждения является администрация Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области.
В соответствии с Уставом МУ «Городское хозяйство» в число основных видов деятельности входит консультирование, организация и оказание помощи при ремонтно-строительных работах и работах по содержанию дорог улично-дорожной сети городского поселения, управление вопросами городского хозяйства и решение вопросов местного значения с целью создания комфортных условий проживания населения городского поселения (л.д.7-11).
Как установлено в ходе судебного разбирательства на <адрес>, <адрес> <адрес>, деформированы стойки дорожных знаков 5.19.1,5.19.2 (пешеходный переход).
Между тем, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц регламентированы Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221.
В соответствии с требованиями п.4.1.1, 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.
Согласно п. 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
Факт ненадлежащего состояния дорожных знаков был установлен при проведении проверки ОГИБДД 14.11.2011 года согласно распоряжения УГИ БДД полиции УМВД России по Омской области за № Р-60 (л.д.19-20), между тем мер к восстановлению дорожных знаков предпринято не было.
Согласно акта ОГИБДД МО МВД «Калачинский» от 17.02.2012 года и приложенных к нему фотографий стойки дорожных знаков 5.19.1,5.19.2 (пешеходный переход) на <адрес>, <адрес> <адрес> деформированы.
При этом, суд относится критически к представленному суду акту выполненных работ по замене дорожных знаков без даты (л.д.29), согласно содержанию которого ООО «Ремстройсервис» по техническому заданию № 2 от 10.01.2012 года демонтировал и заменил 6 знаков на стойке 5.19.1 и 5.19.2 по <адрес> <адрес>, поскольку его содержание опровергается пояснениями представителя третьего лица и актом контрольной проверки.
Вышеуказанные факты в деятельности администрации Калачинского городского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, МУ «Городское хозяйство» напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанные улицы общего пользования в Калачинском городском поселении Калачинского муниципального района Омской области, при этом, указанные пешеходные переходы находятся непосредственно у образовательных учреждений.
Таким образом, бездействие ответчиков в части не выполнения в полном объеме требований закона к эксплуатационному состоянию и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования не обеспечивает безопасность дорожного движения и создают угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
В связи с изложенным суд полагает необходимым возложить на Администрацию Калачинского городского поселения, МУ «Городское хозяйство» обязанность проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: отремонтировать или заменить деформированные дорожные знаки «пешеходный переход» на <адрес> <адрес>.
К доводам представителя ответчиков Балашенко В.В. в части освобождения их от гражданской ответственности в связи с наличием договора на оказание услуг по содержания дорог с третьим лицом, суд относится критически, поскольку указанная обязанность отнесена к полномочиям органа местного самоуправления федеральным законодательством, заключение гражданско-правовых договоров с исполнителями указанных работ не может привести к изменению обязанностей, определенных законом, в свою очередь, целью образования МУ «Городское хозяйство», согласно решения Совета Калачинского городского поселения № 6-рс от 20.01.2009 года (л.д.6), явилось создание комфортных условий проживания населения города с определением предметом деятельности- предоставление администрации Калачинского городского поселения услуг в сфере управления, в том числе, решения вопросов местного значения.
При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов, суд полагает необходимым взыскать с МУ «Городское хозяйство» судебные расходы связанные с оплатой госпошлины в местный бюджет в размере 4000 рублей в соответствии со ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ.
На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно по элементам обустройства автомобильных дорог на <адрес>, <адрес> <адрес>.
Обязать администрацию Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области, МУ «Городское хозяйство» провести работы по содержанию автомобильных дорог, а именно по элементам обустройства автомобильных дорог - отремонтировать или заменить деформированные дорожные знаки 5.19.1,5.19.2 (пешеходный переход) на <адрес>, <адрес> <адрес>.
Взыскать с МУ «Городское хозяйство» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2012 года.