Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2012 года г.Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Орловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2012 по иску Байдала ФИО7 к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии, зачете периодов работы в специальный стаж и понуждении к досрочному назначению пенсии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Байдала Т.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что в декабре 2011 года она обратилась в ГУ УПФР по Калачинскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в виду того, что ею выработан льготный стаж в качестве педагога, как лицу, более 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, комиссия ГУ УПФ РФ по Калачинскому району 21.12.2011 года отказала ей в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа работы, связанного с педагогической деятельностью, отказ в зачете времени нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации и карантина, полагала отказ незаконным, поскольку нарушены ее права, в учебные отпуска отбывала на основании справок-вызовов, что подтверждается приказами о предоставлении учебных отпусков, время обучения на курсах повышения квалификации является неотъемлемой частью ее трудовой деятельности, просила отменить решение ГУ УПФР по Калачинскому району по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан от 21.12.2011 года; засчитать в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью: период обучения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и дни карантина и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истица Байдала Т.А. исковые требования уточнила, не поддержала иск в части включения в специальный стаж дней карантина, в остальной части иск поддержала, суду пояснила, что, имея педагогическое образование всю свою трудовую деятельность занималась образованием и воспитанием детей в образовательных учреждениях для детей, работала в должности воспитателя, в учебные отпуска уезжала на основании справки-вызова, полагала, что имеет право на пенсию досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Представитель ответчика ГУ УПФ по Калачинскому району Гуслякова М.А., действующая по доверенности, иск не признала, полагала исключение из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и дни карантина, так как в эти дни педагогическая деятельность не осуществлялась.
Представитель третьего лица КОУ Омской области «Калачинская специальная (коррекционная» общеобразовательная школа-интернат восьмого вида» Рипп Н.М., действующая на основании доверенности, иск Байдала Т.А. поддержала, дала пояснения аналогичные истице.
Выслушав истицу, представителей третьего лица, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или строит свои возражения.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование.
Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с указанными конституционными положениями, Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся, предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливалось право на получение пенсии за выслугу лет, (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом, названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывал не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
Данное право было трансформировано в положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, в частности при установлении общего правила назначения пенсии по старости, предусмотренного ст.7 Закона, мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, в силу пп.19 п.1 ст.27 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии со ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. При этом действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ, независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.
Применительно к указанным требованиям Закона, в ходе судебного заседания было установлено, что Байдала Т.А., имея среднее педагогическое образование, 10.07.1986 года была принята воспитателем детского сада Калачинского механического завода, 5.04.1989 года уволена переводом в детский сад № 8, 5.04.1989 года была принята воспитателем ясли- сада № 8 г.Калачинска, 15.06.1992 года уволена по сокращению штатов, 26.09.1992 года была принята на должность воспитателя Калачинской вспомогательной школы, в период трудовых отношений школа неоднократно переименовывалась, 3.08.2011 года образовательное учреждение переименовано в КОУ Омской области «Калачинская специальная (коррекционная» общеобразовательная школа-интернат восьмого вида»
Стаж работы истца, как педагогического работника образовательного учреждения, пользующегося правом льготного пенсионного обеспечения в соответствии ст. ст.12,55 ФЗ «Об образовании», необходимый для назначения пенсии по выслуге лет, на момент его обращения в ГУ УПФ РФ по Калачинскому району Омской области 15.12.2011 года составлял не менее установленного ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается представленной копией трудовой книжки (л.д.9-14).
Однако согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 21.12.2011 года было установлено педагогического стажа 24 года 06 месяцев 03 дня, в назначении пенсии по старости досрочно отказано, поскольку недостаточно специального стажа, при этом, исключены из стажа периоды нахождения Байдала Т.А. на курсах повышения квалификации с 22.01.2001 года по 31.01.2001 года, с 9.04.2001 года по 28.04.2001 года, с 8.10.2001 года по 27.10.2001 года, с 18.03.2002 года по 06.04.2002 года, с 16.09.2002 года по 5.10.2002 года, с 24.02.2003 года по 17.03.2003 года, с 12.05.2003 года по 30.06.2003 года, с 18.10.2010 года по 10.11.2010 года, с 7.02.2011 года по 28.02.2011 года, с 29.03.2011 года по 1.04.2011 года, и дни карантина с 20.11.2009 года по 6.12.2009 года на основании пп.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, регламентирующих выполнение работы постоянно в течение полного рабочего дня.
Вместе с тем, суд полагает решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 21.12.2011 года незаконным по следующим основаниям.
В силу ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно- правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты.
Распространение действий нормативно- правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.ч. 1-2 ст.19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2-3 ст. 59 Конституции РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29 января 2004 г. установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию с соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в т.ч. стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Так, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Должность «воспитатель» указаны в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка.
Согласно пункту 1.1. раздела "Наименование учреждений" Списка к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе "школа-интернат".
Тем самым, занимаемая истцом должность «воспитатель» в учреждении – школа-интернат дают право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Ответчик не оспаривал наличие у истца специального стажа в размере 24 года 6 месяцев 3 дня, исключив периоды нахождения на курсах повышения квалификации, между тем суд находит необоснованными доводы ответчика о не включении в специальный стаж истицы периодов прохождения курсов повышения квалификации: с 22.01.2001 года по 31.01.2001 года, с 9.04.2001 года по 28.04.2001 года, с 8.10.2001 года по 27.10.2001 года, с 18.03.2002 года по 06.04.2002 года, с 16.09.2002 года по 5.10.2002 года, с 24.02.2003 года по 17.03.2003 года, с 12.05.2003 года по 30.06.2003 года, с 18.10.2010 года по 10.11.2010 года, с 7.02.2011 года по 28.02.2011 года, с 29.03.2011 года по 1.04.2011 года, так как пунктом 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в рассматриваемых Рекомендациях термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Тем самым, основания для исключения периодов повышения квалификации из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, отсутствуют, данный период непосредственно связан с работой в неблагоприятных условиях, к нему должны быть применены общие правила исчисления, как и к периодам работы, непосредственно предшествующим и следующим за периодом обучения.
Как установлено судом истец направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, за ней сохранялось место работы, заработная плата, после прохождения курсов она возвращалась на прежнее рабочее место.
Указанные выводы суда подтверждаются пояснениями истицы, представителя третьего лица, а также справкой КОУ Омской области «Калачинская специальная (коррекционная» общеобразовательная школа-интернат восьмого вида» (л.д.16)..
На основании изложенного, суд считает необходимым включить в специальный стаж, дающий право на получение пенсии по старости досрочно Байдала Т.А. периоды нахождение на курсах повышения квалификации - с 22.01.2001 года по 31.01.2001 года- 9 дней,
- с 9.04.2001 года по 28.04.2001 года- 20 дней,
- с 8.10.2001 года по 27.10.2001 года- 20 дней,
- с 18.03.2002 года по 06.04.2002 года-19 дней,
- с 16.09.2002 года по 5.10.2002 года- 20 дней,
- с 24.02.2003 года по 17.03.2003 года- 24 дня,
- с 12.05.2003 года по 30.06.2003 года- 1 месяц 19 дней,
- с 18.10.2010 года по 10.11.2010 года- 23 дня,
- с 7.02.2011 года по 28.02.2011 года- 22 дня,
- с 29.03.2011 года по 1.04.2011 года- 3 дня, в целом 209 дней, или 6 месяцев 29 дней.
Тем самым, специальный стаж Байдала Т.А. составил 25 лет 1 месяц 2 дня, из которых 24 года 6 месяцев 3 дня установлено ГУ УПФ РФ, 6 месяцев 29 дней- судом, что является достаточным для предоставления права льготного пенсионного обеспечения при установленном ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» минимуме 25 лет.
Согласно ч.1, 2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, которым считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, при этом, пенсия назначается не ранее дня возникновения права на неё, при этом, днем обращения Байдала Т.А. в Управление Пенсионного Фонда РФ являлся 15 декабря 2011 года, что не оспаривалось ответчиком, в связи с чем на ответчика необходимо возложить обязанность по назначению пенсии последней со дня обращения за ней т.е. с 15.12.2011 года.
На наличие других оснований к отказу в назначении пенсии истцу, ответчик в ходе судебного разбирательства по делу не ссылался, при этом, в силу диспозитивности суд не давал оценку обстоятельствам исключения из специального стажа периода карантина, поскольку истец не поддержал требования в этой части в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ ГУ УПФ в Калачинском районе Омской области от 21.12.2011 года в назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в отношении Байдала ФИО8 незаконным.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачинском районе Омской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на получение пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности Байдала Т.А. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 22.01.2001 года по 31.01.2001 года, с 9.04.2001 года по 28.04.2001 года, с 8.10.2001 года по 27.10.2001 года, с 18.03.2002 года по 06.04.2002 года, с 16.09.2002 года по 5.10.2002 года, с 24.02.2003 года по 17.03.2003 года, с 12.05.2003 года по 30.06.2003 года, с 18.10.2010 года по 10.11.2010 года, с 7.02.2011 года по 28.02.2011 года, с 29.03.2011 года по 1.04.2011 года.
Обязать ГУ УПФ РФ по Калачинскому району Омской области назначить пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности Байдала ФИО9 с 15.12.2011 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2012 года.