Решение по иску прокурора к ООО `Калачинский Водоканал`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калачинск                                 30 января 2012 года.

Калачинский городской суд Омской области под председательством судьи Дементьева Е.П.,

при секретаре Калабиной М.И.,

с участием помощника Калачинского межрайонного прокурора Макарова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6/2012 по иску Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Калачинский Водоканал» о признании незаконным действий по применению с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», признанного решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 года противоречащим закону и не подлежащим применению с момента принятия, обязании произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, начиная с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года, путем пересчета нормативов, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», на нормативы, утвержденные постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд обратился Калачинский межрайонный прокурор с иском к ООО «Калачинский Водоканал» указав, что в ноябре 2011 года Калачинским межрайонным прокурором проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, в ходе которой в деятельности ООО «Калачинский водоканал» выявлен ряд нарушений. С 01.02.2011 г. жители Калачинского района, не имеющие индивидуальных приборов учета воды, обратившись в прокуратуру, отметили значительное увеличение платы за холодное водоснабжение и водоотведение в квитанциях, выставленных ООО «Калачинский водоканал» в марте 2011 года. Указанное положение дел было обусловлено применением с 01.02.2011 года нормативов, установленных Решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 г. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения». В результате правовой ревизии вышеуказанного решения, проведенной Калачинской межрайонной прокуратурой, установлено противоречие отдельных его положений требованиям федерального законодательства, установлены ошибки при расчете нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, на основании чего прокурор обратился в Калачинский городской суд Омской области с заявлением, а 25 апреля 2011 года решением Калачинского городского суда, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 08.06.2011 г., признано противоречащим закону и не подлежащим применению с момента принятия Решение Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», ввиду чего данные нормативы не подлежали применению с 01 февраля 2011 года. Однако и после вынесения судом такового решения ООО «Калачинский водоканал» продолжил применение указанных нормативов. При этом, согласно информации ООО «Калачинский водоканал» (от 29.04.2011 г. № 62) только в ООО «Калачинский водоканал» зарегистрировано 22 226 абонентов, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения, 8327 из них пользуются услугой через водоразборные колонки. У 5946 жильцов установлены приборы учета, в то время как у 7953 жильцов приборы учета отсутствуют.

Согласно пункту 20.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95 «О Региональной энергетической комиссии Омской области» Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области) устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тем самым, утверждение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения Калачинского муниципального района, а также соответствующие изменения в тарифы на водоснабжение и водоотведение, утвержденные для ООО «Калачинский водоканал», относится к исключительной компетенции РЭК Омской области.

Ни органы местного самоуправления, ни организации коммунального комплекса в настоящее время не могут осуществлять правовое регулирование в указанной сфере.

Согласно информации Региональной энергетической комиссии Омской области до утверждения соответствующих нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг Региональной энергетической комиссией Омской области, ООО «Калачинский водоканал» надлежало руководствоваться нормативами потребления, утвержденными постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 № 182-п.

Таким образом, поскольку решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 г. нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные Решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 г. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения» были признаны противоречащими закону и не подлежащими применению с момента принятия, ООО «Калачинский водоканал» надлежало применять нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», а также произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение с 01.02.2011 года, используя при расчетах нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденные данным нормативно-правовым актом (для абонентов, не имеющих индивидуальных приборов учета воды). На необходимость произведения перерасчета платы за холодное водоснабжение директору ООО «Калачинский водоканал» Островому Б.Н. указывалось в представлении Калачинского межрайонного прокурора от 15.07.2011 № 177ж-11, однако, по состоянию на момент данной проверки нарушений не устранены.

На основании изложенного, просят суд признать действия ООО «Калачинский водоканал» по применению с 01.02.2011 г. нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 г. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», признанным решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 г., противоречащим закону и не подлежащему применению с момента принятия, незаконными. Обязать ООО «Калачинский водоканал» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения для абонентов, не имеющих в настоящее время (а также не имевших в периоды с 01.02.2011 г. по день вынесения судом решения) индивидуальных приборов учета жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, с 01.02.2011 г. по день вынесения судом решения по настоящему гражданскому делу, с применением нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области от 25.07.2006 № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг».

В судебном заседании помощник Калачинского межрайонного прокурора Макаров Д.С., уточнив исковые требования, просил признать незаконными действия ООО «Калачинский Водоканал» по применению с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, обязав ООО «Калачинский водоканал» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, начиная с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года, дополнительно показав, что с 01 ноября 2011 года ООО «Калачинский водоканал» осуществил возврат к применению нормативов, установленных Постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг», однако не произвел перерасчет с целью возврата гражданам потребителям излишне уплаченных денежных средств, а также дал пояснения, соответствующие доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что представление об устранении нарушений законодательства в сфере оказания жилищно-коммунальный услуг было направлено директору ООО «Коммунальник», поскольку на момент проведения проверки был заключен договор между ООО «Коммунальник» и ООО «Калачинский Водоканал», с 01 января 2012 года, т.е. на день рассмотрения дела, ООО «Коммунальник» уже заключен договор с вновь открывшейся ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал Калачинский», который и осуществляет оказание коммунальных услуг, однако ООО «Калачинский водоканал не ликвидирован.

Представители ответчика ООО «Калачинский Водоканал» Александрия В.А., Киряш А.В. действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования не признали, пояснив, что решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», были установлены нормативы по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, с учетом которых, РЭК Омской области, приказами № 448/70 и 449/70 от 29 декабря 2010 года были установлены тарифы на холодную воду и на водоотведение и очистку сточных вод, подлежащие применению с 01 февраля 2011 года. Данные тарифы превышали предыдущие лишь на 2 %, в то время как допускалось их повышение до 15 %. После признания судом незаконным решения Совета, установившего нормативы по водоснабжению и водоотведению, без установления нового размера тарифов, учреждение, осуществляющее оказание услуг коммунального характера, не имело материальной возможности применять нормативы, действовавшие ранее. Но с 01 ноября 2011 года, при отсутствии правоустанавливающих актов, был осуществлен возврат к применению нормативов, установленных Постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг». В настоящее время услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются ООО «Водоканал Калачинский», однако ООО «Калачинский водоканал не ликвидировано.

Третьи лица: Дегтярева Д.М., Оселедцев Г.А., Добролежа Л.В., Дорощина Е.Д., Соловьев Ю.В., Цалко С.И. в судебном заседании требования прокурора поддержали в полном объеме, просили обязать ответчика осуществить перерасчет их расходов путем уменьшения, поскольку понесенные расходы, в подтверждение которых предоставляют квитанции по оплате услуг за 2011 год, вызваны применением незаконных нормативов с 01 февраля по 31 октября 2011 года. При перерасчете требуют от ответчика, посчитать излишне уплаченные ими денежные средства в качестве авансирования расходов по оплате коммунальных услуг предшествующего времени с учетом их размера. Судом указанным лицам разъяснена возможность обращения в суд по вопросу взыскания с ответчика излишне уплаченных средств, в связи с тем, что в настоящее время осуществляется оказание данных услуг иным юридическим лицом, и вследствие неприменения ответчиком их требования в виде признания уплаченных средств при исчислении новых расходов, они воспользуются данным правом.

Третьи лица: ООО «Коммунальник», Маеренко А.Н., Братишкина И.Н., Смирнова Н.А., Ильченко В.В., Корнилов С.Н., Майер Е.Н., Матвиенко Л.П., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайства об отложении судебного заседания, рассмотрения дела в их отсутствие, не направили, вследствие чего суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица – Региональной энергетической комиссии Омской области Муранова Т.В. действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме, пояснив, что нормативы, установленные решением Совета признаны судом незаконными, с чем они полностью согласны, вследствие чего, после вынесения судом решения, при обращении в РЭК представителей юридических лиц по вопросу установления нормативов потребления услуг, РЭК был дан ответ о том, что в Калачинском муниципальном районе действуют нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Главы Калачинского муниципального района от 25.07.2006 г. № 182-п. Оснований к их пересчету не имеется. Тарифы на холодную воду, водоотведение были установлены РЭК приказами № 448/70 и 449/70 от 29 декабря 2010 года, приказами № 373/59, № 374/59 от 30 ноября 2011 года предусмотрено изменение тарифов в виде фактического их увеличения с 01 июля 2012 года, при это увеличение тарифов незначительно.

Представитель третьего лица Администрации Калачинского муниципального района Медведева Е.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором требования фактически не признала, показав, что признание судом незаконными нормативов и возврат к ранее действовавшим нормативам создает материальные трудности для осуществления оказания услуг по водоснабжению и водоотводу с очистой воды, вследствие чего оснований к пересчету расходов не усматривает.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежит удовлетворению с учетом следующих оснований.

В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В соответствии с п. 2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, путем признания недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 2 этой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В судебном заседании установлено, что 25.04.2011 года решением Калачинского городского суда (л.д. 197-199), оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 08.06.2011 года (л.д.200-202), по заявлению Калачинского межрайонного прокурора, поданному в порядке статьи 251 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, признано противоречащим закону и не подлежащим применению с момента принятия решение Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения».

Ввиду данных обстоятельств, с учетом ст. 61 ГПК РФ, нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения, утвержденные названным выше решением, не подлежали применению с момента их утверждения как противоречащие закону, что свидетельствует о необходимости произведения перерасчета платы за коммунальные услуги для потребителей ООО «Калачинский водоканал» с нормативов, установленных данным решением Совета, на нормативы, действовавшие ранее, до 01 февраля 2011 года. Данное действие ответчиком осуществлено, согласно предоставленных квитанций потребителей (л.д.124-147), а также и расчетов начислений (л.д.110-121), но начиная с 01 ноября 2011 года, а не 01 февраля 2011 года, как то фактически предусматривалось решением суда, вследствие чего требование прокурора в защиту неопределенного круга лиц является обоснованным, и подлежащим удовлетворению.

Данный вывод суда подтверждается кроме того и тем, что в соответствии п. 4 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, к которым отнесены органы местного самоуправления.

П.п. «а» п. 5 данного Постановления, предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

Пункт 14 предусматривает, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

Согласно пункту 20.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 № 95 «О Региональной энергетической комиссии Омской области» Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - РЭК Омской области) устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, а п. 17, предусмотрено, что решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в 10-дневный срок после его принятия публикуется в официальных средствах массовой информации, с указанием даты введения в действие указанных нормативов. Из изложенного следует, что Решением Совета должна быть указана дата как введения в действие нормативов, так и конкретный срок окончания их действия.

На основании п.п. 8, 12, Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.

Таким образом устранение несоответствия норм, имеющихся в нормативном правовом акте, положениям Постановления Правительства, отнесено органам самоуправления, наделенным полномочиями по их установлению.

В то же время, п. 20.2 Положения «О Региональной энергетической комиссии Омской области», утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.05.2003 года № 95, предусмотрено, что Региональная энергетическая комиссия Омской области устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данный пункт внесен в текст Положения Указом Губернатора Омской области от 11 октября 2010 года № 90 «О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области». Тем самым, утверждение и изменение нормативов потребления коммунальных услуг на территории Омской области отнесено к ведению Региональной энергетической комиссии Омской области, собственными полномочиями в указанной сфере органы местного самоуправления Калачинского муниципального района Омской области в настоящее время не наделены.

Согласно письменной информации Региональной энергетической комиссии Омской области до утверждения соответствующих нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг Региональной энергетической комиссией Омской области, ООО «Калачинский водоканал» надлежало руководствоваться нормативами потребления, утвержденными постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 г. № 182-п (л.д. 94). Данный вывод подтвержден представителем РЭК и в судебном заседании.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые действие ответчика ООО «Калачинский Водоканал» касающееся применения с 01.02.2011 г. нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 г. № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», признанным решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 г., противоречащим закону и не подлежащему применению с момента принятия, противоречат требованиям федерального законодательства, нормативно-правовым актам приведенным выше.

На момент судебного заседания указанные нарушения не устранены.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд полагает необходимым взыскать в пользу бюджета Калачинского муниципального района с ООО «Калачинский водоканал» расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Калачинский Водоканал», удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Калачинский Водоканал» по применению с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», признанного решением Калачинского городского суда от 25.04.2011 года противоречащим закону и не подлежащим применению с момента принятия.

Обязать ООО «Калачинский водоканал» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, начиная с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года, для абонентов, не имеющих в настоящее время, а также не имевших в период времени с 01.02.2011 года по 31.10.2011 года индивидуальных приборов учета жилищно-коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, путем замены нормативов, утвержденных решением Совета Калачинского муниципального района от 29.04.2010 года № 4-РС «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения», на нормативы, утвержденные постановлением главы Калачинского муниципального района Омской области 25.07.2006 года № 182-п «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг»

Взыскать с ООО «Калачинский водоканал» в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2012 года.