РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 11 апреля 2012 года.
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.,
при секретаре Калабиной М.И.,
с участием помощника прокурора Макарова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-137/2012 по исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействие по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и понуждении к получению, суд
УСТАНОВИЛ:
В Калачинский городской суд обратился Калачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействие по организации водоснабжения, в том числе в рамках реализации Долгосрочной целевой программы «Чистая вода (2010-2015)», и обязании организовать водоснабжение всех населенных пунктов, в том числе надлежащего качества в границах Лагушинского сельского поселения в срок до 01.09.2012 года, указав, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения, в том числе, отсутствие финансирования мероприятий долгосрочной целевой программы Калачинского муниципального района «Чистая вода (2010-2015 годы)» в границах Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района администрацией Калачинского муниципального района в 2010 году - истекшем периоде 2012 года в необходимых объемах, в связи с чем мероприятия, указанные в пункте 14 раздела 7 Программы применительно к Лагушинскому сельскому поселению Калачинского муниципального района Омской области не исполнены, водоснабжение в границах Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области должным образом не организовано, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта отсутствует, потребителям подается вода, по составу и свойствам, не отвечающая нормативным требованиям.
В дальнейшем Калачинский межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, признать незаконным бездействие администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам с. Лагушино, д. Сергеевка Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения. Признать незаконным бездействие администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов с. Лагушино Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Обязать администрацию Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам с. Лагушино, д. Сергеевка Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения населения, в срок до 01.04.2013. Обязать администрацию Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов с. Лагушино Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях в срок до 01.04.2013, в остальной части просил производство по делу прекратить., в остальной части просил прекратить производство по делу.
Определением Калачинского городского суда 11.04.2012 года было прекращено производство по делу в части исковых требований к Администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействие по организации водоснабжения, в том числе в рамках реализации Долгосрочной целевой программы «Чистая вода (2010-2015)», и обязании организовать водоснабжение всех населенных пунктов, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Калачинского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Макаров Д.С. поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика глава Администрации Лагушинского сельского поселения Жиленко Н.Д. иск не признала, пояснила, что в собственности Лагушинского сельского поселения находятся глубинные колодцы в с. Лагушино и в с. Сергеевка, работы по получению санитарно-эпидемиологического заключения соответствия водных объектов СанПин не проводились, однако колодцы обустроены, из них осуществляется нецентрализованное водоснабжение жителей селений.
Представитель третьего лица Администрации Калачинского муниципального района Комарова А.В., действующая на основании доверенности, иск не поддержала, пояснив, что из указанных прокурором водных объектов осуществляется централизованное водоснабжение деревни, объектов социальной сферы для хозяйственно-бытовых целей, имеется договор о производственном контроле, состояние воды контролируется надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Филиппова В.Н. поддержала требования прокурора, дала пояснения аналогичные изложенным прокурором в уточненных исковых требованиях, дополнительно пояснив, что для централизованного водоснабжения собственниками должны быть получены как санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам так и проекты округов и зон санитарной охраны, для водных объектов нецентрализованного водоснабжения необходимы санитарно-эпидемиологические заключения.
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает уточненные прокурором исковые требования обоснованны по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предписывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, водоснабжение - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
В силу части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу пунктов 1, 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Так, норма данной статьи определяет, что питьевая вода и вода для хозяйственно-бытовых нужд должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Статьей 21 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что в проектной документации наружных и внутренних сетей снабжения зданий и сооружений водой, используемой в качестве питьевой и (или) для хозяйственно-бытовых нужд, должны быть предусмотрены меры по обеспечению подачи требуемого количества воды и предотвращению ее загрязнения.
Согласно пунктов 1.2-1.4 Санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» названные Правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.
Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
Общее санитарно-эпидемиологическое заключение является результатом санитарно-эпидемиологического обследования колодца.
Данные санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Как следует из материалов дела в собственности Лагушинского сельского поселения находится шахтный колодец, расположенный в с. Лагушино, с. Сергеевка Калачинского района Омской области, в границах данного муниципального образования, из которого осуществляется водоснабжение населения в нецентрализованном порядке.
В результате проверки, проведенной Калачинской межрайонной прокуратурой выявлено, что на колодец с. Лагушино и д. Сергеевка не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного водного объекта санитарным правилам.
Согласно сообщения территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Омской области, а также пояснений представителя Филипповой В.Н. в судебном заседании колодцы, находящиеся на балансе Администрации Лагушинского сельского поселение Калачинского района, из которого обеспечиваются питьевой водой жители с. Лагушино и д. Сергеевка не имеет санитарно-эпидемиологического заключения. При этом, непосредственно состояние воды отвечает критериям питьевой, что подтверждается протоколами испытаний.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, участниками процесса не оспаривались.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что использование водного объекта- колодца с. Лагушино, д. Сергеевка в отсутствие санитарно - эпидемиологического заключения создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.
При этом, именно на Администрацию Лагушинского сельского поселения как собственника данной водозаборной системы, а также в силу положений его Устава, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений, по мнению суда заявленный прокурором срок до 01.04.2013 года является соразмерным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора к Администрации Лагушинского сельского поселения о признании незаконным бездействия по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и понуждении к получению удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам с. Лагушино, д. Сергеевка Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения.
Признать незаконным бездействие администрации Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов с. Лагушино Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.
Обязать администрацию Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам с. Лагушино, д. Сергеевка Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения населения, в срок до 01.04.2013 года.
Обязать администрацию Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов с. Лагушино Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях в срок до 01.04.2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2012 года.
Судья