Решение по иску прокурора к админситрации Репинского сельского поселения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калачинск                                     11 апреля 2012 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.,

при секретаре Калабиной М.И.,

с участием помощника прокурора Макарова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/2012 по исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействие по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам, проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей водоснабжения и понуждении к их получению, суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд обратился Калачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействие по организации водоснабжения, в том числе в рамках реализации Долгосрочной целевой программы «Чистая вода (2010-2015)» и обязании организовать водоснабжение всех населенных пунктов, в том числе надлежащего качества в границах Репинского сельского поселения в срок до 01.09.2012 года, указав, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения, в том числе, отсутствие финансирования мероприятий долгосрочной целевой программы Калачинского муниципального района «Чистая вода (2010-2015 годы)» в границах Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района администрацией Калачинского муниципального района в 2010 году - истекшем периоде 2012 года в необходимых объемах, в связи с чем мероприятия, указанные в пункте 11 раздела 7 Программы применительно к Репинскому сельскому поселению Калачинского муниципального района Омской области не исполнены, водоснабжение в границах Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области должным образом не организовано, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта отсутствует, потребителям подается вода, по составу и свойствам, не отвечающая нормативным требованиям.

В дальнейшем Калачинский межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения, поскольку в отношении водного объекта с. Репинка заключение получено. Признать незаконным бездействие администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях. Обязать администрацию Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения населения, в срок до 01.04.2013 года. Обязать администрацию Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях в срок до 01.04.2013 года, в остальной части просил производство по делу прекратить.

Определением Калачинского городского суда 11.04.2012 года было прекращено производство по делу в части исковых требований к Администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района, Администрации Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействие по организации водоснабжения, в том числе в рамках реализации Долгосрочной целевой программы «Чистая вода (2010-2015)» и обязании организовать водоснабжение всех населенных пунктов, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Калачинского муниципального района.

В судебном заседании помощник прокурора Макаров Д.С. поддержал уточненные заявленные требования в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика глава Администрации Репинского сельского поселения Тамаровский В.С. иск не признал, пояснил, что в собственности Репинского сельского поселения находятся скважины в с. Репинка, д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка и водопровод в указанных поселениях. С 2008 года ими проводились работы по улучшению состояния водопровода, заключались муниципальные контракты, также в 2011 году был заключен договор на выполнение краткого гидрогеологического заключения, которое было получено на скважину с. Репинка. В отношении иных источников водоснабжения в частности колодца планируется осуществление действий того-же характера.

Представитель третьего лица Администрации Калачинского муниципального района Комарова А.В., действующая на основании доверенности, иск не поддержала, пояснив, что из указанных прокурором водных объектов осуществляется централизованное и нецентрализованное водоснабжение сел, объектов социальной сферы для хозяйственно-бытовых целей, для питья вода непригодна, в связи с чем, иск прокурора является необоснованным.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Филиппова В.Н. поддержала требования прокурора, дала пояснения аналогичные изложенным прокурором в уточненных исковых требованиях, дополнительно пояснив, что для централизованного водоснабжения собственниками должны быть получены как санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам так и проекты округов и зон санитарной охраны, для водных объектов нецентрализованного водоснабжения необходимы санитарно-эпидемиологические заключения.

Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает уточненные прокурором исковые требования обоснованны по следующим основаниям.

Часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предписывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167, водоснабжение - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

В силу части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу пунктов 1, 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Так, норма данной статьи определяет, что питьевая вода и вода для хозяйственно-бытовых нужд должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Статьей 21 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что в проектной документации наружных и внутренних сетей снабжения зданий и сооружений водой, используемой в качестве питьевой и (или) для хозяйственно-бытовых нужд, должны быть предусмотрены меры по обеспечению подачи требуемого количества воды и предотвращению ее загрязнения.

В пункте 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 г., определено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы её организации для данного водопровода.

В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как следует из материалов дела в собственности Репинского сельского поселения находятся 4 скважины, расположенные в с. Репинка, д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка, Калачинского района Омской области.

В результате проверки, проведенной Калачинской межрайонной прокуратурой выявлено, что на вышеназванные скважины не разработаны проекты зон санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Согласно сообщению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Омской области, а также пояснений представителя Филипповой В.Н. в судебном заседании скважины, находящийся на балансе Администрации Репинского сельского поселения Калачинского района, из которых обеспечиваются питьевой водой жители с. Репинка, д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, данные скважины также используемые для централизованного водоснабжения не имеют утвержденного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны, соответствующего СанПиН 2.1.4.1110-02.

Данные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

Согласно пунктов 1.2-1.4 Санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» названные Правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.

Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.

Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

Общее санитарно-эпидемиологическое заключение является результатом санитарно-эпидемиологического обследования колодца.

Данные санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу использование водных объектов в отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения в д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка, а также санитарно - эпидемиологического заключения в отношении скважин в данных населенных пунктах, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

При этом, именно на Администрацию Репинского сельского поселения как собственника данной водозаборной системы, а также в силу положений его Устава, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений, по мнению суда заявленный прокурором срок до 1.04.2013 года является соразмерным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора к Администрации Репинского сельского поселения о признании незаконным бездействие по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам, проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей водоснабжения и понуждении к их получению удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения.

Признать незаконным бездействие администрации Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по получению в установленном порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

Обязать администрацию Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта применительно к водным объектам д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемым для целей водоснабжения населения, в срок до 01.04.2013 года.

Обязать администрацию Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области получить в установленном порядке проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов д. Воскресенка, д. Новоградка, д. Стеклянка Репинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях в срок до 01.04.2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 17.04.2012 года.

Судья