Решение по иску Калачинского межрайонного прокурора к Администрации Калачинского района, БУЗОО `Калачинская ЦРБ` о признании незаконным бездействия и взыскании компенсации за недополученное молоко.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 года г.Калачинск

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора Гришаевой А.В., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 361/2012 по иску Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов работника БУЗОО «Калачинская ЦРБ» Тарабановой Г.А. к Администрации Калачинского муниципального района, БУЗОО «Калачинская ЦРБ» о признании незаконным бездействия и взыскании компенсации за недополученное молоко, суд

УСТАНОВИЛ:

В Калачинский городской суд обратился Калачинский межрайонный прокурор в защиту интересов работника БУЗОО «Калачинская ЦРБ» Тарабановой Г.А. к Администрации Калачинского муниципального района, БУЗОО «Калачинская ЦРБ» о выплате компенсации за недополученное молоко исходя из установленных норм за фактически отработанное время, в котором указал, что в марте 2012 года прокуратурой Калачинского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности БУЗОО «Калачинская ЦРБ», в ходе которой установлено, что Тарабанова ФИО8 работает в БУЗОО «Калачинская ЦРБ» в должности <данные изъяты>, о чем свидетельствует трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, занята на работах с вредными условиями труда, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест по условиям труда в БУЗОО «Калачинская ЦРБ» не завершена, выдача молока и выплата компенсации в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не производится с марта 2009 года, согласно коллективного договора, БУЗОО «Калачинская ЦРБ» обеспечивает выдачу молока и выплату компенсации в размере, эквивалентом стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятых на работах с вредными условиями труда работникам согласно утвержденного перечня профессий, учредителем МУЗ «Калачинская ЦРБ» была администрация Калачинского муниципального района Омской области, с 01.01.2012 учредителем «Калачинская ЦРБ» является Омская область в лице Министерства здравоохранения Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, денежные средства на выдачу молока работникам, занятым на производствах с вредными условиями труда в 2009-2011 г.г. при формировании бюджета заложены не были, не предоставление Тарабановой ФИО9 за работу с вредными условиями труда молока и (или) компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, существенным образом нарушает ее права на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, просили возложить на администрацию Калачинского муниципального района Омской области обязанность предоставить БУЗОО «Калачинская ЦРБ» денежные средства для выплаты работнику Тарабановой ФИО10 компенсации за недополученное ей молоко за период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год исходя из установленных норм за фактически отработанное время, возложить на БУЗОО «Калачинская ЦРБ» обязанность выплатить работнику Тарабановой Г.Г. компенсацию за неполученное ею молоко в период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год исходя из установленных норм за фактически отработанное время.

В судебном заседании прокурор Гришаева А.В., уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие БУЗОО «Калачинская ЦРБ» по невыплате работнику Тарабановой ФИО11 ФИО12 компенсации за недополученное ей молоко за период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год исходя из установленных норм за фактически отработанное время, взыскать денежные средства в счет компенсации за неполученное молоко за период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год в сумме <данные изъяты> рублей 36 копеек, администрацию Калачинского муниципального района Омской области в качестве ответчика по настоящему исковому заявлению исключить.

Истица Тарабанова Г.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Калачинского муниципального района Комарова А.В., исковые требования не признала, суду пояснила, что требование о предоставлении денежных средств к администрации необоснованно, поскольку в соответствии с действующим законодательством, а так же Уставом МУЗ «Калачинская ЦРБ», учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а лишь при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель, и до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику, данного требования изначально предъявлено не было.

Представитель ответчика МУЗ «Калачинская ЦРБ» Габасова А.А. в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что не предоставление молока указанному работнику было связано с отсутствием необходимых финансов, в бюджетное финансирование данные расходы заложены не были.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает уточненные требования Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов работника БУЗОО «Калачинская ЦРБ» обоснованными по следующим основаниям.

Положениями статьи 219 Трудового кодекса Российской Федераций предусмотрено право каждого работника на компенсации, установленные в соответствии ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В силу статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Согласно п.4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» (далее - Приказ № 45н), норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

В силу положений пункта 10 Приказа № 45н, выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным также Приказом № 45н.

В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.

Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор.

Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что Тарабанова Г.А. работает в БУЗОО «Калачинская ЦРБ» в должности <данные изъяты>, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, занята на работах с вредными условиями труда. Выдача молока и выплата компенсации в размере эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не производится с марта 2009 года.

БУЗОО «Калачинская ЦРБ» является некоммерческой организацией полностью финансируемой за счет бюджетных средств получаемых от учредителя.

Денежные средства на выдачу молока работникам, занятым на производствах с вредными условиями труда в 2009-2011 году при формировании бюджета заложены не были.

Между тем, пункт 4.1 дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Калачинская ЦРБ» предусматривает обязанность работодателя обеспечить выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов либо замену данных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном их стоимости.

Приказом главного врача МУЗ «Калачинская ЦРБ», согласованным с профсоюзом работников данного учреждения здравоохранения, утвержден перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда положена бесплатная выдача молока и других равноценных продуктов», что предусматривает должность «<данные изъяты>».

В силу пункта 12 Приказа № 45н ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение настоящих норм и условий их выдачи возложена на работодателя.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.56 ГК РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

Положением ст.120 ГК РФ установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Учредителем БУЗОО «Калачинская ЦРБ» согласно Устава, утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 22.12.2011 года -р, является Омская область, до 31.12.2011 года учредителем МУЗ «Калачинская ЦРБ» была администрация Калачинского муниципального района, с 01.01.2012 года учредителем «Калачинская ЦРБ» является Омская область в лице Министерства здравоохранения Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области.

Пунктом 1.8 данного же Устава указано, что Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом Омская область не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

Фонд оплаты труда МУЗ «Калачинская ЦРБ» формируется Министерством здравоохранения Омской области при утверждении сетевых ставок и финансируется из двух бюджетов: областного и местного. Доля софинансирования местного бюджета определяется нормативными актами Правительства Омской области.

Разделом 2 постановления Правительства Омской области от 20 января 2010г. № 6-п «О распределении субсидий местным бюджетам из Областного фонда софинансирования расходов, определенных в 2010 году Министерству здравоохранения Омской области» определена доля софинансирования оплаты труда работников бюджетных учреждений муниципальной системы здравоохранения за счет средств областного бюджета в размере 80%, что равно 20078,5 тыс. рублей, из чего следует, что оставшиеся 20% в соответствии с действующим бюджетным законодательством финансируются за счет средств местного бюджета.

Таким образом, суд делает вывод о том, что Администрация Калачинского муниципального района Омской области является субсидиарным должником по отношению к основному должнику - БУЗОО «Калачинская ЦРБ».

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

То есть только в том случае, когда основной должник - БУЗОО «Калачинская ЦРБ» откажется удовлетворить правомерное требование кредитора об исполнении или если должник никак не отреагирует на такое требование в течение разумного срока, требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность - Администрации Калачинского муниципального района.

При указанных обстоятельствах с ответчика БУЗОО «Калачинская ЦРБ» в пользу истца Тарабановой Г.А. подлежат взысканию денежные средства в счет компенсации за неполученное молоко за период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год в сумме <данные изъяты> рублей 36 копеек исходя из расчета предоставленного ответчиком.

Распределяя судебные расходы в соответствии со ст.98 ГК РФ с БУЗОО «Калачинская ЦРБ» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов Тарабановой Г.А. к БУЗОО «Калачинская ЦРБ» о признании незаконным бездействия и взыскании компенсации за недополученное молоко удовлетворить.

Признать незаконным бездействие БУЗОО «Калачинская ЦРБ» по невыплате работнику Тарабановой ФИО13 компенсации за недополученное ей молоко за период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год исходя из установленных норм за фактически отработанное время.

Взыскать с БУЗОО «Калачинская ЦРБ» денежные средства работнику Тарабановой ФИО14 в счет компенсации за неполученное молоко за период с 20.03.2009 года по 31.12.2011 год в сумме <данные изъяты> рублей 36 копеек.

Решение суда может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление в Омский областной суд через суд г. Калачинска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 17.04.2012 года.