РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 22 августа 2012 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., с участием прокурора Дроздовой Н.И., при секретаре Саволайнен Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 759/2012 по иску Калачинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района о признании незаконным бездействия по организации надлежащего содержания дорожного покрытия на ул. Октябрьская, и ул. Садовая в с. Ивановка и обязании провести соответствующие работы, суд
УСТАНОВИЛ:
Калачинской межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области были установлены факты бездействия по обеспечению охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц посредством предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории поселения путем организации надлежащего содержания автомобильных дорог, 27 июля 2012 года совместно с госинспектором ДН отдела ГИБДД МО МВД «Калачинский» осмотрены участки ул. Октябрьская, ул. Новая и ул. Садовая с. Ивановка, которые находятся в собственности Ивановского сельского поселения, исходя из акта проверки участки проезжей части на ул. Октябрьская, ул. Новая и ул. Садовая имеют множественные разрушения дорожного покрытия, указанные выше факты в деятельности администрации Ивановского сельского поселения, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанные улицы общего пользования в Ивановском сельском поселении, недостатки в содержании улично - дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, незащищённости участников дорожного движения, просили признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по организации надлежащего содержания дорожного покрытия на ул. Октябрьская, ул. Новая и ул. Садовая в с. Ивановка и обязать администрацию Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области произвести ямочный ремонт проезжей части по ул. Октябрьская и грейдирование по ул. Новая и по ул. Садовая в с. Ивановка.
В судебном заседании прокурор Дроздова Н.И. поддержала заявленные требования, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Ивановского сельского поселения Калачинского района, представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД «Калачинский» были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судом, в судебное заседание не явились, не представили доказательств уважительности своего отсутствия, не просили об отложении судебного разбирательства, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность -деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 1 и 11 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В п. 13 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» указано, что в состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входит механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196- ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что под безопасностью дорожного движения необходимо понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Решением Совета Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 07.07.2009 № 28 утвержден устав (л.д.5).
В соответствии с Уставом Ивановского сельского поселения в число основных видов деятельности входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д.6).
Как установлено в ходе судебного разбирательства участки проезжей части на ул. Октябрьская, ул. Новая и ул. Садовая имеют множественные разрушения дорожного покрытия.
Между тем, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц регламентированы Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221.
Вышеуказанные факты в деятельности администрации Ивановского сельского, как исполнительного органа местного самоуправления напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения указанные улицы общего пользования в Ивановском сельском поселении Калачинского муниципального района Омской области.
Таким образом, бездействие ответчика в части не выполнения в полном объеме требований закона к эксплуатационному состоянию и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования не обеспечивает безопасность дорожного движения и создают угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Выводы суда подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, в частности, актом контрольной проверки состояния улично-дорожной сети, технических средств регулирования дорожного движения от 27.07.2012 года (л.д.4).
В связи с изложенным суд полагает необходимым возложить на Администрацию Ивановского сельского поселения обязанность проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, а именно: произвести ямочный ремонт проезжей части по ул. Октябрьская и грейдирование по ул. Новая и по ул. Садовая в с. Ивановка.
На основании вышеуказанного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области по организации надлежащего содержания дорожного покрытия на ул. Октябрьская, ул. Новая и ул. Садовая в с. Ивановка Калачинского района Омской области.
Обязать администрацию Ивановского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области произвести ямочный ремонт проезжей части по ул. Октябрьская и грейдирование по ул. Новая и по ул. Садовая в с. Ивановка Калачинского района.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2012 года.