о понуждении к исполнению требований закона



Дело № 2-657/10                                                                                                                            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г.Калач 31.08.2010 г.

         Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

         председательствующего Романова М.А.

         при секретаре Звир Н.А.,

с участием прокурора Косаченко Н.В.,

         представителя ответчика Кудлаевой И.В.,

         представителя третьего лица Миненковой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения», и Департаменту труда и социального развития Воронежской области о понуждении к исполнению требований закона,

УСТАНОВИЛ:

         Прокурор Калачеевского района Воронежской области обратился в суд с иском, в котором просит обязать ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» за свой счет обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: г. Калач, пл. Ленина, 11, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В случае отсутствия у ответчика денежных средств, необходимых для сооружения пандуса, возложить субсидиарную ответственность на учредителя ОГУ - Департамент труда и социального развития Воронежской области. 

Свои требования прокурор мотивировал следующим.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 31.12.2005) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Дата обезличена г. прокуратурой района совместно с представителями отделения Воронежской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, главного инженера отдела главного архитектора Калачеевского муниципального района, главного специалиста сектора по развитию городского хозяйства и управления муниципальной собственностью администрации городского поселения г.Калач, проводилась проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Установлено, что в помещении ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенном по адресу: г.Калач, пл. Ленина, 11, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание ОГУ, не созданы.

Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мало-мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила РФ «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для мало­мобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261.

Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в    защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании помощник прокурора Косаченко Н.В. иск поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика - ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» - Кудлаева И.В. иск признала частично. Суду пояснила, что указанные прокурором в исковом заявлении недостатки действительно имеют место, но самостоятельно ОГУ не может соорудить при входе в здание пандус и поручни, т.к. на это требуются затраты не менее 100 000 рублей. Денежные средства из областного бюджета на эти цели не выделяются. Просит предоставить отсрочку исполнения решения - до конца 2011 года.

Представитель ответчика - Департамента труда и социального развития Воронежской области в судебное заседание не явился. В своих письменных возражениях иск не признал, сославшись на следующее. Собственником имущества ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» Департамент не является, а, следовательно, не должен быть привлечен в качестве ответчика по данному делу. Департамент, являясь главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на финансирование подведомственных учреждений, не является собственником указанных средств и не вправе принимать самостоятельных решений об их выделении. Финансирование работ, которые требует провести прокурор, происходит за счет бюджетных ассигнований (ст.69, 69.1 БК РФ) Считает, что без решения Департамента финансово-бюджетной политики решение вопроса о финансировании работ, не предусмотренным областным бюджетом в 2010 году невозможно, так как это будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, и в силу ст.289 БК РФ, влечет ответственность вплоть до уголовной. Кроме того, Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, на нормы которого ссылается прокурор, содержит рекомендательные нормы и правила. Полагает, что выполнение ст.15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.д.).

Представитель третьего лица – Калачеевского отделения Воронежской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Миненкова Т.И. исковые требования поддержала.  

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает заявленный иск удовлетворить.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 31.12.2005) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других мало-мобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила РФ «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для мало­мобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства об инвалидах подтверждаются представленными суду доказательствами и, по сути, не оспариваются ответчиками.

Так, согласно акту обследования здания ОГУ Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенного по адресу: г.Калач, пл. Ленина, д.11, в результате обследования установлено, что вход в вышеуказанное здание не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней, при этом комиссия отметила наличие технической возможности для обустройства пандуса и поручней при входе в здание ОГУ.

Возражения на иск Департамента труда и социального развития Воронежской области основаны на субъективном толковании норм права, доводы иска не опровергают, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.

Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Поскольку согласно уставу ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» его учредителем является Департамент труда и социального развития Воронежской области, он также является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Вместе с тем, суд полагает, что доводы представителя ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» о предоставлении отсрочки исполнения решения заслуживают внимания, и на основании ст.203 ГПК РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает возможным отсрочить исполнение судебного решения до 01.07.2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 203 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Обязать ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» за свой счет обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: г. Калач, пл. Ленина, д.11, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

        При недостаточности у ОГУ «Калачеевский комплексный центр социального обслуживания населения» денежных средств, необходимых для устранения данных нарушений законодательства об инвалидах, обязать Департамент труда и социального развития Воронежской области устранить данные нарушения за счет средств областного бюджета.

Отсрочить исполнение настоящего решения до 1 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. 

 Судья М.А.Романов