о возложении обязанности включить оспариваемые периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости



Дело № 2-32/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Калач 24 января 2011 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Романова М.А.,

при секретаре Колтуновой Е.С.,

с участием истца Тертышникова А.И.,

представителя ответчика Чумак Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тертышникова Александра Игнатьевича к ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и о возложении обязанности назначения досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Тертышников А.И. обратился в ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району Воронежской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в начислении трудовой пенсии в связи с нехваткой трудового стажа. При этом ему было отказано во включении в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии - периода военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (периоды нахождения в учебных отпусках), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период пребывания на курсах повышения квалификации).

Истец просит суд обязать ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району включить указанные периоды в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и назначить ему выплату досрочной пенсии с момента обращения с заявлением к ответчику.

В обоснование своих требований истец сослался на следующее. Он работал и работает учителем в МОУ Ильинская восьмилетняя школа. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил срочную военную службу по призыву в рядах Советской Армии, что подтверждается записями в трудовой книжке и военном билете. В это время действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которым было предусмотрено засчитывать в стаж работы по специальности время службы в составе Вооруженных Сил СССР. Поэтому он не согласен с исключением периода военной службы из своего специального стажа. Учебные отпуска ему предоставлялись в период педагогической деятельности для сдачи экзаменационной сессии, т.к. он обучался заочно. На курсах повышения квалификации он находился по распоряжению руководителя школы (работодателя). В этот период за ним сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Считает, что все перечисленные периоды необоснованно исключены из его специального стажа.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Чумак Е.В. иск не признала и суду пояснила, что в назначении пенсии истцу было отказано, так как нет необходимого для назначения пенсии педагогического стажа 25 лет, а имеется 22 года 8 месяцев. Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а также иные законодательные акты, действующие в настоящее время, не предусматривают возможность включения в специальный педагогический стаж периода военной службы. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в отношении истца применяться не может, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ у заявителя отсутствует 2/3 выслуги лет, в связи с чем период службы в СА нельзя засчитать в стаж педагогической деятельности. В педагогический стаж не включены также периоды курсов повышения квалификации и нахождения в учебных отпусках, так как возможность включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости таких периодов Правилами также не предусмотрена. Более того, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно справке, представленной в УПФ работодателем, значатся как периоды нахождения в отпусках без содержания, которые также не могут быть включены в специальный стаж.

Истцом представлены суду следующие доказательства:

- трудовая книжка;

- уведомления ГУ УПФ РФ по Калачеевскому району от ДД.ММ.ГГГГ , которым истцу отказано в начислении трудовой пенсии в связи с нехваткой трудового стажа;

- военный билет;

- копии приказов о предоставлении учебных отпусков Тертышникову А.И. для участия в экзаменационной сессии.

Свидетель ФИО1 суду показала, что она состоит в должности директора МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа. ДД.ММ.ГГГГ она подписывала справку Тертышникову А.И. для представления в пенсионный фонд. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она ошибочно включила в раздел 3 справки: «периоды пребывания в отпуске без содержания», хотя фактически это периоды нахождения в учебных отпусках, что подтверждается соответствующими приказами.

Ответчиком представлено суду для обозрения пенсионное дело Тертышникова А.И.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).

Пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).

Право на такую пенсию имеют лица, занимавшие должность в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из материалов дела, Тертышников А.И. с ДД.ММ.ГГГГ работал воспитателем группы продленного дня в Ясеновской средней школе, с ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии.

Согласно записи в военном билете МН Тертышников А.И. проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, конкретизирована в Определении от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд РФ, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. В данном Постановлении сделан вывод о том, что вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Поскольку на период срочной военной службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , которым было предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности, дающий право на пенсию за выслугу лет (подпункт «г» пункта 1 Положения), суд считает, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ данное Положение должно применяться, несмотря на то, что в настоящее время оно утратило силу.

Следовательно, период военной службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Из материалов дела усматривается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец согласно приказам директора школы, находился в учебных отпусках, предоставленных ему для участия в экзаменационных сессиях. В указанные периоды истец обучался заочно в высшем учебном заведении (л.д.13-15).

В соответствии со ст.198 ч.5 КЗоТ РСФСР, действовавшего в указанные периоды, за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних учебных заведениях, за работниками сохраняется заработная плата, но не свыше установленного размера.

Поскольку Тертышников А.И., осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находился в учебных отпусках в период действия указанных норм права - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Возражения ответчика основаны на субъективном толковании норм права, поэтому не могут быть приняты судом во внимание. Суд полагает, что законодательство, действующее в настоящее время и действовавшее на момент приобретения права, должно применяться комбинированно.

Таким образом, педагогический стаж работы истца на момент обращения за назначением пенсии, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 25 лет.

При таких обстоятельствах суд полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области включить Тертышникову Александру Игнатьевичу в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Калачеевскому району Воронежской области назначить Тертышникову Александру Игнатьевичу досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья М.А.Романов