о возложении обязанности принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса



Дело № 2-178/11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Калач 30 марта 2011 года

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Гиренко А.Л.

с участием прокурора Незнамовой Е.В.

представителей ответчика МОУ Подгоренская СОШ Климовой В.Н.

представителя ответчика администрации Калачеевского муниципального района Полященкова

В.М.

при секретаре Тимошиловой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Подгоренская СОШ и Отделу по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калачеевского района Воронежской области обратился с заявлением, в котором он просит обязать директора МОУ Подгоренская СОШ принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки КАВЗ 397653 (государственный регистрационный знак ) сигнальными кнопками «Просьба об остановке», поручнями или ручками по правой стороне транспортного средства и устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В случае отсутствия денежных средств, субсидиарную, ответственность возложить на учредителя МОУ Подгоренская СОШ.

В обосновании своих требований прокурор указал на следующее, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» проведена проверка законности мероприятий, связанных с реализацией на территории района приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО). Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В силу п. 9 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Федеральный закон «О транспортной безопасности») муниципальное образовательное учреждение относится к субъектам транспортной инфраструктуры. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. ДД.ММ.ГГГГ руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 01.04.1998 года № 101 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (далее - ГОСТ Р 51160-98). Проверкой установлено, что администрацией Калачеевского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ в рамках ПНПО получен автобус марки КАВЗ 397653 (государственный регистрационный знак ) для организации подвоза детей. Данное транспортное средство закреплено за МОУ Подгоренская СОШ. Как показала проверка, названный школьный автобус не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым законодательством к пассажирским перевозкам детей. При этом МОУ Подгоренская СОШ не принимается должных мер по поддержанию участвующего в перевозке детей транспортного средства в надлежащем техническом состоянии. Так, в соответствии с п. 4.5.15 ГОСТ Р 51160-98 в каждом поперечном ряду сидения автобуса должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». В нарушение указанных требований, в указанном школьном автобусе по правой стороне названные кнопки отсутствуют, а имеющиеся кнопки по левой стороне не работают.

Кроме того, в нарушение п. 4.4.6.1 ГОСТ Р 51160-98, проход не оснащен поручнями или ручками по правой стороне транспортного средства. Так же в ходе проверки установлено, что при эксплуатации автобуса нарушаются требования п.4.5.25 ГОСТ Р 51160-98, в соответствии с которыми автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. Указанное устройство отсутствует. В то же время, проблема гибели и увечий детей, попавших в процессе перевозки школьными автобусами в дорожно-транспортные происшествия, для РФ является крайне актуальной. Таким образом, МОУ Подгоренская СОШ эксплуатировало транспортное средство вопреки нормам Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения». Ситуация, когда допускается эксплуатация не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьных автобусов при отсутствии безопасных условий перевозки детей не допустима. Действиями МОУ Подгоренская СОШ по перевозке школьников с нарушением условий безопасности ставятся под угрозу закреплённые ст.ст.20 и 41 Конституции РФ права детей на жизнь и охрану здоровья, а также грубо нарушаются требования Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения». Согласно Уставу учредителем образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Так, согласно п. 9 ст. 39 данного Закона при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенным законом.

В судебном заседании истец-прокурор Незнамова Е.В. исковое заявление поддерживает в части установки устройства, обеспечивающее автоматическую подачу звукового сигнала при движении автобуса задним ходом. В соответствии с требованиями РОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей». Остальные требования просит не рассматривать, так как в настоящее время они устранены в добровольном порядке.

Представитель ответчика МОУ Подгоренская СОШ Климова В.Н. исковые требования признала только в части установки звукового сигнала при движении задним ходом, но данное устройство может быть установлено только заводом изготовителем. Автобус ДД.ММ.ГГГГ выпуска. На момент выпуска он соответствовал ГОСТ. Приложения к ГОСТ вышли в ДД.ММ.ГГГГ. Сигнальная кнопка. « Просьба об остановке» на момент проверки не работала, так как отпала клемма, кнопка была отремонтирована в этот же день. Ручки не предусмотрены в проходе.

Представитель ответчика отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района <адрес> Полященков В.М. исковые требования признал, только в части установки звукового сигнала при движении задним ходом, но данное устройство может быть установлено только заводом изготовителем. Автобус ДД.ММ.ГГГГ выпуска, на момент выпуска он соответствовал ГОСТ. Приложения к ГОСТ вышли в ДД.ММ.ГГГГ. Сигнальная кнопка. «Просьба об остановке» на момент проверки не работала, так как отпала клемма, кнопка была отремонтирована в этот же день. Ручки не предусмотрены в проходе. Автобус технический осмотр проходит 2 раза в год.

Свидетель ФИО3 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка соблюдения требований ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей» в МОУ Подгоренской СОШ. В соответствии с п.4.5.15 ГОСТ 51160-98 в каждом поперечном ряду сидения автобуса должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». В нарушении указанных требований в автобусе по правой стороне кнопки отсутствовали, на левой стороне кнопки не работали. В нарушении п.4.4.6.1 ГОСТ Р 51160-98, проход не оснащен поручнями или ручками по правой стороне автобуса. В соответствии с п. 4.5.25 ГОСТ Р 51160-98 автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. Данное устройство в автобусе отсутствует, ее могут установить своими силами.

Выслушав указанных лиц, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно акта совместной проверки соблюдения требований ГОСТ Р 51160-98 «автобусы для перевозки детей. Технические требования» при эксплуатации школьных автобусов на территории Калачеевского района от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения:

В соответствии с п. 4.5.15 ГОСТ Р 51160-98 в каждом поперечном ряду сидения автобуса должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». В нарушение указанных требований, в указанном школьном автобусе по правой стороне названные кнопки отсутствуют, а имеющиеся кнопки по левой стороне не работают. В нарушение п. 4.4.6.1 ГОСТ Р 51160-98, проход не оснащен поручнями или ручками по правой стороне транспортного средства. В соответствии с п. 4.5.25 ГОСТ Р 51160-98, автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. Указанное устройство в автобусе отсутствует.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» муниципальное образовательное учреждение относится к субъектам транспортной инфраструктуры.

В силу ст. 4 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством.

Следовательно, ответчик МОУ Подгоренская СОШ должен обеспечивать транспортную безопасность транспортного средства.

Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 01.04.1998 года № 101 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Таким образом, ответчик МОУ «Подгоренская» СОШ эксплуатировал транспортное средство - автобус в ходе перевозки организованных групп детей с нарушением условий безопасности, требований ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В силу ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Учредителем является администрация Калачеевского муниципального района Воронежской области, поэтому в случае отсутствия денежных средств для оборудования школьного автобуса марки КАВЗ 397653 государственный регистрационный знак , устройством обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала придвижении задним ходом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» у МОУ «Подгоренская» СОШ, эта обязанность в силу ст. 120 ГК РФ должна быть возложена в порядке субсидиарной ответственности на учредителя администрацию Калачеевского муниципального района Воронежской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать МОУ «Подгоренская» СОШ оборудовать школьный автобус марки КАВЗ 397653 государственный регистрационный знак , устройством обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала придвижении задним ходом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» в срок до 01.09.2011 года.

При отсутствии денежных средств для установки указанного оборудования у МОУ «Подгоренская» СОШ, данную обязанность возложить в порядке субсидиарной ответственности на учредителя Администрацию Калачеевского муниципального района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течении 10 дней.

Судья