Дело № 2-178/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Калач 30 марта 2011 года Калачеевский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего Гиренко А.Л. с участием прокурора Незнамовой Е.В. представителей ответчика МОУ Подгоренская СОШ Климовой В.Н. представителя ответчика администрации Калачеевского муниципального района Полященкова В.М. при секретаре Тимошиловой Т.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калачеевского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Подгоренская СОШ и Отделу по образованию администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса УСТАНОВИЛ: Прокурор Калачеевского района Воронежской области обратился с заявлением, в котором он просит обязать директора МОУ Подгоренская СОШ принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки КАВЗ 397653 (государственный регистрационный знак №) сигнальными кнопками «Просьба об остановке», поручнями или ручками по правой стороне транспортного средства и устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В случае отсутствия денежных средств, субсидиарную, ответственность возложить на учредителя МОУ Подгоренская СОШ. В обосновании своих требований прокурор указал на следующее, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» проведена проверка законности мероприятий, связанных с реализацией на территории района приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО). Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В силу п. 9 ст. 1 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Федеральный закон «О транспортной безопасности») муниципальное образовательное учреждение относится к субъектам транспортной инфраструктуры. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. ДД.ММ.ГГГГ руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 01.04.1998 года № 101 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (далее - ГОСТ Р 51160-98). Проверкой установлено, что администрацией Калачеевского муниципального района в ДД.ММ.ГГГГ в рамках ПНПО получен автобус марки КАВЗ 397653 (государственный регистрационный знак №) для организации подвоза детей. Данное транспортное средство закреплено за МОУ Подгоренская СОШ. Как показала проверка, названный школьный автобус не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым законодательством к пассажирским перевозкам детей. При этом МОУ Подгоренская СОШ не принимается должных мер по поддержанию участвующего в перевозке детей транспортного средства в надлежащем техническом состоянии. Так, в соответствии с п. 4.5.15 ГОСТ Р 51160-98 в каждом поперечном ряду сидения автобуса должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». В нарушение указанных требований, в указанном школьном автобусе по правой стороне названные кнопки отсутствуют, а имеющиеся кнопки по левой стороне не работают. Кроме того, в нарушение п. 4.4.6.1 ГОСТ Р 51160-98, проход не оснащен поручнями или ручками по правой стороне транспортного средства. Так же в ходе проверки установлено, что при эксплуатации автобуса нарушаются требования п.4.5.25 ГОСТ Р 51160-98, в соответствии с которыми автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. Указанное устройство отсутствует. В то же время, проблема гибели и увечий детей, попавших в процессе перевозки школьными автобусами в дорожно-транспортные происшествия, для РФ является крайне актуальной. Таким образом, МОУ Подгоренская СОШ эксплуатировало транспортное средство вопреки нормам Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения». Ситуация, когда допускается эксплуатация не соответствующих требованиям ГОСТ Р 51160-98 школьных автобусов при отсутствии безопасных условий перевозки детей не допустима. Действиями МОУ Подгоренская СОШ по перевозке школьников с нарушением условий безопасности ставятся под угрозу закреплённые ст.ст.20 и 41 Конституции РФ права детей на жизнь и охрану здоровья, а также грубо нарушаются требования Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения». Согласно Уставу учредителем образовательного учреждения является отдел по образованию администрации Калачеевского муниципального района. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества. Аналогичные положения содержатся в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Так, согласно п. 9 ст. 39 данного Закона при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенным законом. В судебном заседании истец-прокурор Незнамова Е.В. исковое заявление поддерживает в части установки устройства, обеспечивающее автоматическую подачу звукового сигнала при движении автобуса задним ходом. В соответствии с требованиями РОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей». Остальные требования просит не рассматривать, так как в настоящее время они устранены в добровольном порядке. Представитель ответчика МОУ Подгоренская СОШ Климова В.Н. исковые требования признала только в части установки звукового сигнала при движении задним ходом, но данное устройство может быть установлено только заводом изготовителем. Автобус ДД.ММ.ГГГГ выпуска. На момент выпуска он соответствовал ГОСТ. Приложения к ГОСТ вышли в ДД.ММ.ГГГГ. Сигнальная кнопка. « Просьба об остановке» на момент проверки не работала, так как отпала клемма, кнопка была отремонтирована в этот же день. Ручки не предусмотрены в проходе. Представитель ответчика отдела по образованию администрации Калачеевского муниципального района <адрес> Полященков В.М. исковые требования признал, только в части установки звукового сигнала при движении задним ходом, но данное устройство может быть установлено только заводом изготовителем. Автобус ДД.ММ.ГГГГ выпуска, на момент выпуска он соответствовал ГОСТ. Приложения к ГОСТ вышли в ДД.ММ.ГГГГ. Сигнальная кнопка. «Просьба об остановке» на момент проверки не работала, так как отпала клемма, кнопка была отремонтирована в этот же день. Ручки не предусмотрены в проходе. Автобус технический осмотр проходит 2 раза в год. Свидетель ФИО3 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка соблюдения требований ГОСТ 51160-98 «Автобусы для перевозки детей» в МОУ Подгоренской СОШ. В соответствии с п.4.5.15 ГОСТ 51160-98 в каждом поперечном ряду сидения автобуса должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». В нарушении указанных требований в автобусе по правой стороне кнопки отсутствовали, на левой стороне кнопки не работали. В нарушении п.4.4.6.1 ГОСТ Р 51160-98, проход не оснащен поручнями или ручками по правой стороне автобуса. В соответствии с п. 4.5.25 ГОСТ Р 51160-98 автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. Данное устройство в автобусе отсутствует, ее могут установить своими силами. Выслушав указанных лиц, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно акта совместной проверки соблюдения требований ГОСТ Р 51160-98 «автобусы для перевозки детей. Технические требования» при эксплуатации школьных автобусов на территории Калачеевского района от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения: В соответствии с п. 4.5.15 ГОСТ Р 51160-98 в каждом поперечном ряду сидения автобуса должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». В нарушение указанных требований, в указанном школьном автобусе по правой стороне названные кнопки отсутствуют, а имеющиеся кнопки по левой стороне не работают. В нарушение п. 4.4.6.1 ГОСТ Р 51160-98, проход не оснащен поручнями или ручками по правой стороне транспортного средства. В соответствии с п. 4.5.25 ГОСТ Р 51160-98, автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом. Указанное устройство в автобусе отсутствует. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» муниципальное образовательное учреждение относится к субъектам транспортной инфраструктуры. В силу ст. 4 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством. Следовательно, ответчик МОУ Подгоренская СОШ должен обеспечивать транспортную безопасность транспортного средства. Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 01.04.1998 года № 101 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Таким образом, ответчик МОУ «Подгоренская» СОШ эксплуатировал транспортное средство - автобус в ходе перевозки организованных групп детей с нарушением условий безопасности, требований ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В силу ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Учредителем является администрация Калачеевского муниципального района Воронежской области, поэтому в случае отсутствия денежных средств для оборудования школьного автобуса марки КАВЗ 397653 государственный регистрационный знак №, устройством обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала придвижении задним ходом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» у МОУ «Подгоренская» СОШ, эта обязанность в силу ст. 120 ГК РФ должна быть возложена в порядке субсидиарной ответственности на учредителя администрацию Калачеевского муниципального района Воронежской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Обязать МОУ «Подгоренская» СОШ оборудовать школьный автобус марки КАВЗ 397653 государственный регистрационный знак №, устройством обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала придвижении задним ходом, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» в срок до 01.09.2011 года. При отсутствии денежных средств для установки указанного оборудования у МОУ «Подгоренская» СОШ, данную обязанность возложить в порядке субсидиарной ответственности на учредителя Администрацию Калачеевского муниципального района Воронежской области. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течении 10 дней. Судья