Дело №2-437/11.
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
Город Калач 23 ноября 2011 года.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Брехова В.В.,
представителя истца –прокуратуры Воробьевского района помощника прокурора Квашина М.В.
истицы Пичугиной И.Р. –отсутствовала,
представителя ответчика- казенного учреждения Воронежской области Управление социальной защиты населения Воронежской области по доверенности Родионовой О.С.
третьего лица на стороне ответчика- департамента труда и социального развития Воронежской области – представитель отсутствовал
при секретаре Ермолаевой М.И.,
рассмотрел в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района Воронежской области в интересах Пичугиной Ирины Ромуальдовны к казенному учреждению Воронежской области «Управления социальной защиты населения Воронежской области» о признании незаконным приостановления ей мер социальной поддержки, предусмотренной ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и встречному иску казенного учреждения Воронежской области «Управления социальной защиты населения Воронежской области» к Пичугиной Ирине Ромуальдовне о признании ее утратившей право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Прокурор Воробьевского района в интересах инвалида Пичугиной И.Р. обратился в суд с иском к ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области» о признании незаконным приостановления ей мер социальной поддержки, предусмотренной ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ в виде единовременной денежной выплаты за оплату жилищно-коммунальных услуг, которые ей предоставлялись Воробьевским филиалом ОГУ «УСЗН Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ.
Своё требование прокурор района мотивирует тем, что предоставление Пичугиной И.Р. мер социальной поддержки осуществлялось в соответствии со ст.15 Закона Воронеж-ской области № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воро-нежской области», согласно п. 12 которого в целях реализации установленного порядка предоставления социальных услуг исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития принимает соответствующие нормативные правовые акты.
Приказом департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области во исполнение ст. 15 Закона Воронежской области № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» был издан приказ от 06 февраля 2009 года № 158/ОД (действующий на момент обращения прокурора в суд в редакции от 07.07.2010 года № 186/ОД), которым был утвержден Порядок осуществления выплаты ЕДВ на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
В пункте 4.3 данного Порядка оговорен перечень оснований для прекращения (при-остановления) выплаты мер социальной поддержки.
Указанным подзаконным актом не предусмотрено правовых оснований для прекращения (приостановления) предоставления мер социальной поддержки Пичугиной И.Р.
В связи с данными обстоятельствами прокурор просит суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении предоставления Пичугиной И.Р. ежемесячной денежной выплаты на компенсацию жилищно-коммунальных услуг и обязать ответчика произвести перерасчет задолженности перед Пичугиной И.Р. и погасить его в полном объеме в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного решения.
Ответчик иск не признал, заявив при этом, что у него имелись основания для приостановления предоставления Пичугиной И.Р. ежемесячной денежной выплаты на компенсацию жилищно-коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в суд со встречным иском, которым он просил одновременно с рассмотрением иска прокурора рассмотреть свое исковое требование к Пичугиной Ирине Ромуальдовне о признании ее утратившей право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Свою позицию по иску прокурора и своему встречному иску ответчик мотивирует следующими обстоятельствами:
Решение о приостановлении выплат Пичугиной И.Р. мер социальной поддержки было принято после получения департаментом труда и социального развития Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ (входящий №) письма следователя по ОВД отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики СУ СК при прокуратуре РФ по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью младшего советника юстиции ФИО1, в котором содержалась информация о расследовании следственным комитетом по Воронежской области уголовного дела №, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на основании подложных документов – направлений на медико-социальную экспертизу формы №, выполненных от имени лечебно-профилактических учреждений, ряд следующих граждан были признаны инвалидами. Далее идет перечень из 38 фамилий, на 23 строке среди них указана Пичугина Ирина Ромуальдовна, проживающая по адресу: <адрес>. Далее из текста следует, что в отношении указан
ных граждан были проведены медико-социальные экспертизы, согласно заключений кото-рых у ряда из них, в том числе (строка 20) Пичугиной Ирины Ромуальдовны, 1960 г.р. (на период ДД.ММ.ГГГГ) отсутствовали признаки инвалидности.
Далее г. ФИО1, принимая во внимание изложенное, предложила в случае если вышеуказанные граждане пользуются определенными льготами, приостановить в отношении них данное право.
Данное письмо и послужило основанием для принятия решения о приостановлении предоставления Пичугиной И.Р. ежемесячной денежной выплаты на компенсацию жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время ответчик также располагает заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (медико-социальная экспертиза по материалам уголовного дела) на Пичугину И.Р., согласно которой обнаруженные у нее нарушения функций организма не приводили (-ят) к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не вызывали (-ют) необходимости в мерах социальной защиты, что не давало и не дает оснований для установления группы инвалидности.
Поскольку предыдущая справка ВТЭК в отношении Пичугиной сомнению не подвергалась и никем не оспаривалась, ответчик полагает, что она утратила право на меры социальной поддержки как инвалид по общему заболеванию с момента окончания срока действия указанной справки, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответчик считает, что в иске прокурору следует отказать, а Пичугину И.Р. следует признать утратившей право на меры социальной поддержки.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований от-носительно предмета спора департамент труда и социального развития Воронежской области подал в суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ), которым просил рассмотреть данный спор в отсутствии представителя департамента тру-да и социального развития Воронежской области, при этом возражает против исковых требований прокурора Воробьевского района.
Ранее в своем отзыве на иск прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № третье лицо на стороне ответчика обосновало свою позицию по иску тем обстоятельством, что поскольку следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также во избежание нецелевого расходования денежных средств Федерального бюджета Российской Федерации гражданам, перечисленным в письме следственного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № выплаты ЕДК были приостановлены.
Исследовав аргументы сторон в обоснование их исковых требований и возражений, а также документы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 6 Закона Воронежской области от 13.07.2009 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»
«Категории граждан, которым предоставляется социальная поддержка в соответствии с настоящим Законом Воронежской области» «Право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим законом Воронежской области имеют…12).граждане пожилого возраста и инвалиды.»
В соответствии со статьей 15 того же закона «Условия и порядок предоставления денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг», устанавливающей порядок, определяющий условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, оплаты и доставки топлива, установленных настоящим Законом Воронежской области, в форме денежной компенсации отдельным категориям граждан (далее в настоящей статье - получатели).
«2. Получатели осуществляют оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме с последующим получением денежной компенсации по месту фактического проживания.
3. Денежная компенсация предоставляется ежемесячно в размерах, установленных настоящим Законом Воронежской области, организацией, уполномоченной исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере здравоохранения и социального развития, по месту жительства граждан.
Денежная компенсация определяется для каждого получателя в зависимости от категории, к которой он относится, условий его проживания, а также с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, тарифов и объемов фактически оказанных услуг по информации, представляемой организациями жилищно-коммунального комплекса и (или) осуществляющими начисление платежей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В случае отсутствия у уполномоченной организации информации об объемах фактически оказанных услуг за конкретный месяц денежная компенсация выплачивается в сумме, установленной за предыдущий месяц.
В целях реализации установленного настоящей статьей порядка оказание методической помощи органам местного самоуправления в части определения нормативов потребления коммунальных услуг, цен и тарифов организаций коммунального комплекса осуществляет исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный правительством Воронежской области.»
Департаментом здравоохранения и социального развития Воронежской области (правопреемником которого является департамент труда и социального развития Воронежской области) в целях реализации порядка, установленного статьей 15 Закона Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", 6 февраля 2009 года был издан приказ № 158/ОД «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И(ИЛИ) КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В СООТ-ВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 15 ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ", согласно которому «1.1. Категории граждан, имеющих право на денежную компенсацию в соответствии с Законом Воронежской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области":- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов; 4. Порядок выплаты денежной компенсации (в ред. приказа департамента труда и социального развития Воронежской области от 27.02.2010 N 315/ОД) «4.1. Осуществлять расходование средств, выделенных из областного и федерального бюджетов на финансирование мер социальной поддержки по оплате жилого помещениям (или) коммунальных услуг в виде денежной компенсации, в соответствии с приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 17.11.2009 года N 1026/ОД "О порядке расходования средств, выделенных из федерального и област-ного бюджетов на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных и других социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области".
4.2. В целях обеспечения выплаты денежной компенсации областное государственное учреждение "Управление социальной защиты населения Воронежской области", его филиалы заключают соглашения об информационном взаимодействии с организациями жилищно-коммунального комплекса (в том числе энергоснабжающими и газоснабжающими организациями).
4.3. Выплата денежной компенсации прекращается (приостанавливается) при наличии у филиала ОГУ "УСЗН" по месту жительства граждан сведений, подтверждающих:
1) неуплату (либо частичную оплату) получателем денежной компенсации текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
2) утрату гражданином льготного статуса;
3) выезд гражданина на постоянное место жительства в другой район Воронежской области или в другой субъект Российской Федерации (снятие с регистрационного учета по месту жительства);
4) смерть гражданина, которому выплачивалась денежная компенсация;
5) факт признания гражданина безвестно отсутствующим;
6)оформление в государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения;
7) нахождение в местах лишения свободы по приговору суда;
8)неполучение денежной компенсации через структурные подразделения Управления Федеральной почтовой связи Воронежской области - филиалы ФГУП "Почта России" свыше 6 месяцев.
4.4. Выплата денежной компенсации прекращается (приостанавливается) с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 4.3 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в подпунктах 4 и 8 подпункта 4.3 Порядка, при которых выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили сведения об обстоятельствах, на основании решения, принятого филиалом ОГУ "УСЗН" по месту жительства (приложение 5 к настоящему Порядку). После принятия решения о прекращении выплаты денежной компенсации в случае, указанном в подпункте 1 пункта 4.3, получатель получает уведомление в течение пяти рабочих дней.»
Анализ вышеприведенных нормативных и подзаконных актов дает суду основания считать, что:
-организация выплаты денежных компенсаций возложена департаментом здравоохранения и социального развития Воронежской области (ныне департамент труда и социального развития Воронежской области) на ОГУ (ныне казенное учреждение Воронежской области) «Управление социальной защиты населения Воронежской области" в лице его филиалов;
-Пичугина И.Р. при назначении ей денежной компенсации в виде единовременной денежной выплаты за оплату жилищно-коммунальных услуг имела право на получение таковой, чего не оспаривает ответчик, но с чем не согласно третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
- перечень оснований для приостановления выплаты денежной компенсации, содержащийся в п. 4.3 Приказа департамента здравоохранения и социального развития Воронежской области от 6 февраля 2009 года № 158/ОД, носит исчерпывающий характер;
- филиал ОГУ «Управление социальной защиты населения Воронежской области" наделен правом приостановить выплаты денежной компенсации при наличии у него све-дений об обстоятельствах, перечисленных п.4.3 указанного выше Приказа;
-обстоятельство, послужившее основанием для приостановления Пичугиной И.Р. выплат денежной компенсации, не указано ни в одном из 8 подпунктов п.4.3 указанного выше Приказа, поскольку Пичугина не утратила льготного статуса, ко дню, когда истекал срок действия справки ВТЭК, установившей ей инвалидность II группы, прошла медико социальную экспертизу, которая с ДД.ММ.ГГГГ признала ее инвалидом III группы по общему заболеванию бессрочно, т.е. не утратила льготного статуса, дающего ей в соответ-ствии с законом Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" право на получение компенсации-онных выплат.
Данный вопрос уже являлся предметом изучения и правовой оценки, при этом суд своим решением по иску департамента труда и социального развития Воронежской области к Пичугиной Ирине Ромуальдовне о признании ее утратившей право на получение мер социальной поддержки по гражданскому делу № года от ДД.ММ.ГГГГ признал Пичугину не утратившей такового права, решение вступило в законную силу.
Суд признает данное решение имеющим преюдициальное значение для данного дела, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ «обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, обязательны для суда. Указанные доказательства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица».
В связи с вышеуказанным положением закона во встречном иске должно быть отказано.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Воробьевского района в интересах Пичугиной Ирины Ромуальдовны к казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области» удовлетворить.
Признать незаконным приостановление Пичугиной Ирине Ромуальдовне мер социальной поддержки, предусмотренной ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области» произвести перерасчет задолженности перед Пичугиной И.Р. и погасить его в полном объеме в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного решения.
В иске казенного учреждения Воронежской области «Управления социальной защиты населения Воронежской области» к Пичугиной Ирине Ромуальдовне о признании ее утратившей право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского облсуда в течение 10 суток со дня его оглашения.
Судья В.П.Брехов.