ДЕЛО №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
сел.Новокаякент 18.03.2011.г.
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием старшего помощника прокурора Каякентского района РД Гамзатова Р, директора муниципального образовательного учреждения «Утамышская средняя общеобразовательная школа» Магомедова М.А., при секретаре Салаховой С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каякентского района РД о признании бездействие муниципального образовательного учреждения «Утамышская СОШ » и администрацию МР «Каякентский район», выразившиеся в неисполнении требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007.г., №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан» незаконным.
Обязательство муниципальное образовательное учреждение « Утамышская СОШ» и администрации МР «Каякентский район» обеспечить исполнение требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007.г., №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каякентского района РД Гамзаев М.И., в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании бездействие муниципального образовательного учреждения «Утамышская СОШ» и администрацию МР «Каякентский район», выразившееся в неисполнении требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007.г., №30, ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан» незаконным.
Обязательство муниципальное образовательное учреждение «Утамышская СОШ» и администрацию МР «Каякентский район» обеспечить исполнение требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007.г., №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
В судебном заседании старший помощник прокурора Каякентского района РД Гамзатов Р., иск поддержал и суду показал, что прокуратурой Каякентского района проведена проверка соблюдения МОУ «Утамышская СОШ» требований законодательства при оказании медицинских услуг.
В соответствии с требованиями п.\п.96 п.1 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001.г., №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 22.01.2007.г.,№30, и ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинская деятельность подлежит лицензированию и право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лишь лица, получившие лицензию на осуществление такой деятельности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 8 августа 2001.г., №128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, которая позволяет определять возможности организации (наличие организационно- технических условий, материально – технического оснащения, наличие профессиональных сотрудников) по оказанию медицинских услуг.
В соответствии с п.\п.4 п.2 ст.17 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» конкретный перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, устанавливается Положением о лицензировании.
Медицинская деятельность в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением правительства РФ от 22.01.2007.г. №30 « Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» предусматривает выполнение работ, услуг по оказанию доврачебной, амбулатроно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи.
Образовательные учреждения, имеющие в штате медицинских работников и осуществляющие оказание медицинских услуг через медицинские кабинеты, обязаны получать лицензию на осуществляемый ими вид медицинской деятельности.
Проверкой установлено, что «МОУ «Утамышская СОШ» имеет в штате учреждения медицинского работника, оказывающего медицинские услуги через медицинский кабинет.
Однако в нарушение требований приведенных выше норм закона названное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность по оказанию медицинских услуг без лицензии на право осуществления такой деятельности.
Требования о необходимости получения разрешения для осуществления отдельных видов деятельности есть способ установления контроля со стороны государства за видами деятельности, осуществление которых, согласно ст.4 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Отсутствие лицензии нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в лице детей и работников МОУ «Утамышская СОШ» на получение доступной и квалифицированной медицинской помощи.
Согласно устава МОУ «Утамышская СОШ» администрация МР «Каякентский район» является учредителем образовательного учреждения. В соответствии с п.12 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003.г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи.
Согласно п.1.3 Устава МОУ «Утамышская СОШ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях.
Лицензия на медицинскую деятельность дает право оказания не любых работ и услуг, а только тех, что указано в приложении к лицензии, таким образом, осуществление организацией не указанных в приложении к лицензии работ и услуг является безлицензионной деятельностью.
На основании вышеизложенного, просить требования прокурора Каякентского района РД Гамзаева М.И., удовлетворить полностью.
Директор МОУ «Утамышская СОШ» Каякентского района РД Магомедов М.А., иск прокурора Каякентского района полностью признал и суду показал, что согласно выписки из единого государственного реестра и устава МОУ «Утамышская СОШ» является юридическим лицом, имеет отдельную бухгалтерию, счета, на которых нет денежных средств.
В школе на первом этаже расположены два медицинских кабинета, приобретены медицинские препараты, в штатном расписании имеется должность медицинской сестры.
С целью приобретения достаточного медицинского оборудования для лицензирования медицинскую деятельность в соответствующим запросом обращались в адрес главы МР «Каякентский район» на сегодняшний день средства не получена, а потому медицинской деятельностью юридическое лицо занимается без лицензии, по этой причине постановлением мирового суда от14.03.2011.г. привлечены к административной ответственности.
Представитель администрации МР «Каякентский район» и УО МР «Каякентский район» надлежаще извещенные на судебное заседание не явились, причину не явки суду не сообщили.
Из письменного возражения И.о. главы администрации МР Абдуллабекова Ш., усматривается, что в образовательных учреждениях Каякентского района не один десяток лет функционируют медицинские кабинеты и работают медицинские работники. Эти учреждения, как и образовательные учреждения других районов республики, лицензии на медицинскую деятельность не имели. О необходимости иметь образовательным учреждениям лицензию на эту деятельность их руководители не знали и думали, что достаточно иметь лицензию на образовательную деятельность, которую имеют. Ни один контролирующий орган, в том числе и прокуратура района, наличие такой лицензии прежде не требовала, хотя проверки регулярно проводились и при необходимости выдавались предписания.
31.05.2010.г. было получено представление прокурора района об устранении нарушений законодательства в деятельности образовательных учреждений при оказании ими медицинских услуг от 25.05.2010.г. №02-06\01-2010.г., в котором был поднят вопрос лицензирования медицинской деятельности в образовательных учреждениях. Представление своевременно обсуждено на совещании в администрации района с участием всех заинтересованных лиц, разработан план мероприятий по созданию в медицинских кабинетах образовательных учреждений условий, необходимых для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, о чем сообщено прокуратуре района письмом от 24.06.2010.г. №675.
По выполнению указанного плана многое сделано, в частности по МОУ «Утамышская СОШ» выделено помещения под медицинский кабинет, для его оборудования приобретены шкаф медицинский, стол письменный, стул, весы медицинские, лампа бактерицидная, ростомер, обеспечено получение медицинской сестрой сертификата, подготовлена документация для представления в Роспотребнадзор на получение заключения и на его основании лицензии на ведение медицинской деятельности, но выполнить все намеченное планом в полном объеме и получить лицензию не удалось по причине ограниченности финансовых средств районного бюджета 2010 года.
Этому помещали и накопившиеся долги. Приступив 21.09.2010г. к исполнению обязанностей главы администрации муниципального района, Магомедову И.Д., удалось в прошлом году рассчитаться с долгами по заработной плате работников бюджетной сферы, а также со значительной частью долгов за выполненные объемы работ, по которым имелись решения арбитражных судов. В настоящее время изыскивается возможность выделения средств на обеспечение лицензирования медицинской деятельности образовательных учреждений из бюджета текущего года.
Из изложенного следует, что определенная работа для обеспечения лицензирования медицинской деятельности данного учреждения проведена, и бездействие в данном случае не присутствует, следовательно, бездействие, законным или незаконным считать невозможно.
Просит в удовлетворении искового заявления прокурора района к МОУ «Утамышская СОШ» и администрации МР «Каякентский район» в части признания бездействия незаконным отказать.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает подлежащим удовлетворению требования прокурора района по следующим основаниям: В соответствии с требованиями п.\п.96 п.1 ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001.г., №128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 22.01.2007.г.,№30, и ст.54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинская деятельность подлежит лицензированию и право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лишь лица, получившие лицензию на осуществление такой деятельности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 8 августа 2001.г., №128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, которая позволяет определять возможности организации (наличие организационно- технических условий, материально – технического оснащения, наличие профессиональных сотрудников) по оказанию медицинских услуг.
В соответствии с п.\п.4 п.2 ст.17 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» конкретный перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, устанавливается Положением о лицензировании.
Медицинская деятельность в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением правительства РФ от 22.01.2007.г. №30 « Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» предусматривает выполнение работ, услуг по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи.
В силу изложенного образовательные учреждения, имеющие в штатном расписании медицинских работников и осуществляющие оказание медицинских услуг через медицинские кабинеты, обязаны получать лицензию на осуществляемый вид медицинской деятельности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридически лиц от 07.07.2009.г. МОУ «Утамышская СОШ» является юридическим лицом.
Согласно п.1.2 и 1.3 Устава МОУ «Утамышская СОШ» учредителем МОУ является администрация МР «Каякентский район»,учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях.
.
Из штатного расписания МОУ «Утамышская СОШ» имеет должность медицинской сестры.
Прокурор Каякентского района РД Гамзаев М.И., 25.05.2010.г. за №02-06\01-2010 в адрес главы МР «Каякентский район» вынес представление об устранении нарушений законодательства в деятельности образовательных учреждений при оказании медицинских услуг.
Из ответа главы МР «Каякентский район» от 24.06.2010.г. в адрес прокурора Каякентского района усматривается, что учредитель обязывает общеобразовательные учреждения о необходимости получении лицензии на медицинскую деятельность.
В судебном заседании установлено, что юридическое лицо МОУ «Утамышская СОШ» имея в штатном расписании должность медицинской сестры, оказывающее медицинскую деятельность через медицинский кабинет функционирует без получения лицензии на такую деятельность.
Доводы возражения И.о. главы администрации муниципального района Ш.Абдуллабекова о том, что исковые требования прокурора района к МОУ «Утамышская СОШ» и администрации МР «Каякентский район» в части признания бездействия незаконным подлежащим отклонению не нашло своего подтверждения в судебном разбирательстве, по следующим обстоятельствам:
Учредителем МОУ «Утамышская СОШ» согласно устава является МР «Каякентский район» который обеспечивает финансирование общеобразовательной школы.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003.г., №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том, числе и организация, оказывающая на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторною – поликлинических, стационарно – поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи.
Истец правомерно ссылается на требовании ст.45 ГПК РФ, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.
Осуществление медицинской деятельности МОУ «Утамышская СОШ» без получения лицензии нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в лице детей и работников юридического учреждения, на получение доступной и квалифицированной медицинской помощи.
Доводы возражения подлежать отклонению с удовлетворением требований истца.
Требования прокурора Каякентского района РД о возложении обязанности уплаты государственной пошлины на ответчиков также подлежать удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При подаче искового заявления, размер государственной пошлины для организации составляет 4000 рублей (пункт 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд считает, что распределителем денежных средств является МР «Каякентский район» с которой и подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каякентского района РД к Муниципальному образовательному учреждению «Утамышская средняя общеобразовательная школа» муниципальному району «Каякентский район» Управление образования администрации МР «Каякентский район» о признании бездействие, выразившееся в неисполнении требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 22.01.2007года №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» незаконным, обязательство обеспечение исполнение требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007.г., №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» удовлетворить полностью.
Признать бездействие муниципального образовательного учреждения «Утамышская СОШ» и администрацию муниципального района «Каякентский район», выразившееся в неисполнении требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007.г. №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» незаконным.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Утамышская СОШ» и администрацию МР «Каякентский район» обеспечить исполнение требований п.\п.96 п.1 ст.17, ст.10, ст.7 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», п.10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. №30, ст.54 « Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Взыскать с муниципального района «Каякентский район» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 (две) тысячи рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий М.М.Гаджимурадов