Решение о снесении начатого строения



Гражд. дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2012 года с. Новокаякент

Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Мусаева Б.А., при секретаре Багомедовой А.Б.., с участием представителя истца ООО «Газпром трансгаз Махачкала» Нухова М.А., ответчика Шихтурсумова М.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет иска – главы администрации МО «<адрес>» ФИО7, представителя третьего лица не заявляющего самостоятельные требования на предмет иска администрации МР «<адрес>» ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Газпром трансгаз Махачкала» к Шихтурсумову М.С. о сносе самовольного строения,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Газпром трансгаз Махачкала» обратилось в суд с иском к Шихтурсумову М.С. о возложении обязанностей по сносу объектов незаконного строительства по тем основаниям, что «Газпром трансгаз Махачкала» (далее Истец, Общество) осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода открытого акционерного общества "Газпром" на территории Республики Дагестан.

Представитель истца ООО «Газпром трансгаз Махачкала» ФИО5 полностью поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В частности суду он пояснил, что в соответствии с ежегодно заключаемыми договорами аренды, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом, Общество несет бремя содержания и ответственности за находящееся в аренде имущество, осуществляет права пользователя и владельца имущества.

По территории <адрес> проходит магистральный газопровод «Моздок-Казимагомед» с рабочим давлением 55 атмосфер, диаметром трубы 1200 мм, осуществляющий поставку газа населению и предприятиям Республики Дагестан, а также импорт из Республики Азербайджан.

Согласно статье 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Согласно пункта 3.16 строительных норм и правил (СНиП) ДД.ММ.ГГГГ-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ, расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Статьей 32 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено, что здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Шихтурсуновым М.С. осуществляется незаконное строительство на расстоянии 292 метров от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед» на участке 544 км, тогда как в соответствии с пунктом 1 таблицы 4 строительных норм и правил (СНиП) ДД.ММ.ГГГГ-85 «Магистральные трубопроводы» зона минимально допустимых расстояний для данного типа газопровода до городов и других населенных пунктов составляет 300 метров в обе стороны от оси.

Строительство Шихтурсуновым М.С. осуществляется без получения соответствующих разрешений, в том числе от газотранспортной организации.

Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иной титульный владелец может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

По договору аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ -Д-26/12, заключенному между ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Махачкала», Истец арендует магистральный газопровод «Моздок-Казимагомед», который введен в эксплуатацию в 1982 году.

Общество является эксплуатирующей организацией магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед», обеспечивающего надежную, бесперебойную и безопасную транспортировку газа и обеспечение газом, газовым конденсатом и продуктами их переработки потребителей Республики Дагестан и по которому осуществляется импорт газа из Республики Азербайджан в Россию.

Данный факт подтверждается Уставом Общества и договором о передаче в аренду газопровода.

В соответствии со ст.32 Федерального закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Общество вправе требовать сноса строений и сооружений, расположенных в зоне минимально допустимых расстояний от газопровода, поскольку сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы, в данном случае организации арендатора системы газоснабжения в обеспечении надежной, бесперебойной и безопасной транспортировки газа, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу.

В статье 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ, посвященной вопросу

обеспечения безопасности объектов ТЭК, говорится: «Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса».

В пункте 13 статьи 2 указанного Закона дано понятие субъекта ТЭК: «Субъекты топливно-энергетического комплекса — физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса». То есть, по смыслу данного пункта Общество тоже является субъектом топливно-энергетического комплекса, как владеющее объектом ТЭК на праве аренды.

Согласно Приложению к Федеральному Закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопровод относится к категории опасных производственных объектов.

Согласно ст.11 названного Закона, Правительство Российской Федерации, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ , утвердило Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и нормативных правовых актах, а также нормативных технических документах, принятых в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Федеральные законы, касающиеся газовой отрасли и промышленной безопасности изданы, в том числе, и в целях защиты здоровья и имущественных интересов граждан Российской Федерации, и обязывают обслуживающие газопроводы организации, либо их собственников, на стадии эксплуатации осуществлять комплекс мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф, постоянно осуществлять прогнозирование вероятности возникновения аварий, катастроф (ст.ст. 31,32 ФЗ «О газоснабжении в РФ»), В связи с этим были также приняты Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 28, 32 Федерального закона «О газоснабжении в РФ», ст.90 Земельного кодекса РФ, строительными нормами и правилами (СНиП) ДД.ММ.ГГГГ-85 «Магистральные трубопроводы», ст.ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит обязать Шихтурсунова Магомедрасула Сиражутдиновича, проживающего по <адрес> РД, осуществить снос начатого строения, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед» на участке <данные изъяты>

    

Ответчик Шихтурсумов М.С. исковые требования не признал и пояснил суду, что земельный участок в с. первомайское <адрес> он приобрел у ФИО1 за 150 тысяч рублей. На данном земельном участке он положил фундамент и начал строить дом. Работники администрации <адрес> ему показали земельный участок на месте и определили границы участка. Проектные документы на домостроение он не составлял, разрешение на строительство домостроения, не получал. Других документов, кроме постановления от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ФИО6 земельного участка под строительство и акта об отводе ей участка под строительство, у него не имеется, и представить их в суд не может.. Представители с Газпрома приезжали и ничего ему не сказали, что нельзя строить на этом участке, он каких-либо предупреждений со стороны работников администрации или со стороны работников Газпрома не получал. Пояснил, что необходимо было его вовремя предупредить, что он об этом не знал. Рядом с его домостроением имеются и другие построенные жилые дома. Просить отказать в удовлетворении исковых требований.

Глава администрации МО «<адрес>» ФИО7 пояснил суду, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает главой администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил извещение от начальника <адрес> ЛПУМГ о строительстве домостроения в зоне минимальных расстояний от магистрального газопровода. В тот же день, он пригласил ответчика Шихтурсумова М.С. к себе, после чего выехали на место строительства домостроения, и приостановил строительство. Представляет суду на обозрение постановление от ДД.ММ.ГГГГ которым отменены постановление Главы МО от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в местности «Аликент» земельных участков под индивидуальное жилищное строительство 66 жителям села, том числе постановлением главы администрации <адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 о выделении земельного участка размером 0,06 га. под строительство жилого дома. Также у ответчика имеется акт об отводе земельного участка в <адрес>, размером 0,06 га. При замере расстояния от магистрального газопровода до строения возведенного Шихтурсумовым М.С., то расстояние составило 285 метров. Рядом со строением Шихтурсумова М.С., примерно на расстоянии 5 метров от него имеется построенный жилой дом, также через улицу имеются построенные жилые дома. Он изучал справку об этом человеке. Администрация села просит снести часть домостроения, вынести законное решение.

    Представитель администрации МР «<адрес>» ФИО8 пояснил суду, что до разграничения земель распоряжаться земельными участками мог глава администрации района. Поэтому глава <адрес> не имел право выделять Шихтурсумову М.С. земельный участок. Просить удовлетворить исковые требования.

    Свидетель ФИО1 суду пояснила, что ранее обращалась к главе района ФИО10, чтобы ей выделили участок. Он выдал ей постановление от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка. Ей дали участок на окраине села первомайское, который она приобрела для себя. Она там была всего 2-3 раза. Потом ей необходимы были деньги и она решила продать этот участок. Она дала разрешение продать участок своему сыну, сама этим не занималась. Сын продал участок Шихтурсумову М.С К нотариусу она не ходила, расписки не давала, что продала участок. Никаких письменных документов, акта, которые могли бы доказать о продаже участка, у нее не имеются. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

В обоснование иска истцом представлены в суд: свидетельство о государственной регистрации права серии 05-АА от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на праве собственности ОАО «Газпром» зарегистрирован магистральный газопровод «Моздок - Казимагомед» протяженностью <данные изъяты> договор аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого ОАО «Газпром» передал в аренду ООО «Газпром трансгаз Махачкала» магистральный газопровод «Моздок – Казимагомед».

В соответствии с абзацами 1,2 и 6 ст.10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968г. №3401-7, действовавших в тот период, предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода; отвод земельных участков производится на основании постановления Совета министров союзной республики или Совета министров автономной республики либо решением исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик; в постановлениях или в решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся и основные условия использования земель; приступать к пользованию представленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре(на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.

Такие же нормы были закреплены и в законе ДАССР «О земле» от 16 мая 1991 года, согласно абзацам 1 и 7 ст.14 указанного закона, изъятие земель в целях предоставления их предприятиям, учреждениям, организациям, кооперативам и гражданам во владение, пользование и аренду производится по решению Советов народных депутатов и правительства ДАССР; приступать к пользованию предоставленного земельного участка до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих прав на земельный участок, запрещается.

Таким образом, перечисленными выше нормами материального права установлено, что после издания соответствующего постановления о выделении земельного участка должны быть определены его границы землеустроительными органами в натуре и составлен акт об отводе земельного участка в натуре.

Из исследованной в судебном заседании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, в <адрес> выделен земельный участок размером 0,06 га под строительство жилого дома. Это и другие постановления отменены.

    Из исследованной в судебном заседании ксерокопии акта отвода земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 под строительство жилого дома в районе «Мечети» <адрес> отведен земельный участок, размером 0,06 га.

На строительство жилого строения Шихтурсумовым М.С. не получено разрешение в отделе архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, что является нарушением ст.ст.8.8. и 9.5 КоАП РФ.

    Шихтурсумов М.С. осуществил самовольное строительство без согласования проектной документации и технических условий, без разработки схемы размещения объекта капитального строительства, тем самым нарушены правила ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от магистрального газопровода до незавершенного строения ответчика Шихтурсумова М.С. составляет 285 метров.

     По ходатайству сторон с выходом на место при контрольном комиссионном замере расстояние от магистрального газопровода до строения, возведенного Шихтурсумовым М.С. составом суда и с участием сторон установлено, что указанное расстояние составляет 292 метра до левого угла. Размеры домостроения составили 11х10м. Угол домостроения в виде треугольника размерами (2х4)= 32 кв.м. входит в зону минимально допустимого расстояния – 8м.

Согласно п.4.1 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992г. и постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992г. №9 для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны:

-вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

Как установлено судом и не отрицается участниками процесса магистральный газопровод «Моздок-Казимагомед» транспортирует природный газ.

При указанных обстоятельствах охранная зона вокруг магистрального газопровода составляет 300 метров, а угол строения под жилой дом возведенное ответчиком Шихтурсумовым М.С., расположенное на расстоянии 292 метра от указанного газопровода находится в охранной зоне.

Согласно п.п. 2.1 СНиП 2-05-06-85 «Магистральные трубопроводы» магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяется на два класса:

к 1(первому классу) относятся газопроводы – при рабочем давлении свыше 2.5 до 10,0 МПа (свыше 25 до 100 кгс/кв.см.) включительно.

    Из технического паспорта магистрального газопровода «Моздок - Казимагомед» усматривается, что указанный газопровод имеет рабочее давление 5,5 МПа.

Следовательно, магистральный газопровод «Моздок - Казимагомед» с рабочим давлением в трубопроводе 5,5 МПа относиться к газопроводу первого класса.

Согласно таблицы 4 поз.2 вышеназванных СНиП расстояние от газопровода диаметром свыше 1000 мм, и до 1200 мм., в населенных пунктах составляет 300 метров

Как установлено судебным разбирательством по делу, строение возведенное ответчиком находится в населенном пункте – <адрес>, следовательно, расстояние от магистрального газопровода до угла строения ответчика должно было составлять 300 метров, а расстояние от газопровода до строения ответчика составляет 292 метра.

    Истец ООО «Газпром трансгаз Махачкала» в обоснование иска ссылается на позицию 1 таблицы 4 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», указывая на то, что зона минимально допустимых расстояний для данного типа газопровода составляет 300 метров по обе стороны от оси газопровода.

     Согласно примечанию 1 т аблице ; СНИП 2.05.0685 расстояния указанные в таблице следует принимать для городов и других населенных пунктов- от проектной черты до на расчетный срок 20-25 лет.

Согласно п 2 этого же примечания под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать строение расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 метров от ближайших к нему зданий и сооружений.

С выходом на место бесспорно установлено, что строение Шихтурсумова М.С. расположено в черте населенного пункта в 5-6 метрах от других жилых помещений,. поэтому не подпадает в категории: « жилые здания 3-этажные и выше», а также в « отдельно стоящие 1-2 этажные «

В соответствии с ч.1, 3 ст. 222 ГК РФ лицо осуществившее самовольную постройку не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться, право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд, при изложенных выше обстоятельствах приходит к выводу, что угол строения Шихтурсумова М.С. носит правой режим самовольной постройки, а поэтому подлежит сносу.

Следовательно, исковые требования удовлетворить частично..

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд

Р Е Ш И Л:

Иск ООО «Газпром трансгаз Махачкала» удовлетворить частично.

Снести за счет Шихтурсумова Макка Сиражудиновича угол начатого им строения, расположенного в 300-метровой охранной зоне на 8 (восемь) метров в <адрес> от магистрального газопровода «Моздок-Казимагомед» <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца через районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                     Б.А. Мусаев