о понуждении о предоставлении ребенку-сироте жилой площади



Дело № 175-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» мая 2011 года     с. Большие Кайбицы                                                     

Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего                             Хаялиевой Г.Г.,

с участием помощника прокурора           Макарова В.Н.,

при секретаре                                              Латыпове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кайбицкого района РТ в защиту прав и законных интересов ребенка-сироты ФИО1 к Исполнительному комитету Кайбицкого муниципального района РТ об обязании предоставить жилое помещение не ниже установленных социальных норм на территории Кайбицкого муниципального района РТ,        

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кайбицкого района РТ, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету Кайбицкого муниципального района РТ об обязании предоставить жилое помещение вне очереди не ниже социальных норм по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Макаров В.Н. заявленные требования поддержал и пояснил, что ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот, решением общественной жилищной комиссии Кайбицкого муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на внеочередной учет получения жилья, однако до настоящего времени ФИО1 не предоставлено жилье по договору социального найма не ниже социальных норм. Просит обязать Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района РТ предоставить жилое помещение не ниже установленных социальных норм на территории Кайбицкого муниципального района РТ.

ФИО1 в судебном заседании требования прокурора поддержала.

Представитель Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ Сибгатуллин А.Н., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал и пояснил, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в бюджет Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ на это средств не поступает, возложение обязанности по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района РТ без предоставления субвенций из бюджета Республики Татарстан не может способствовать решению вопроса по обеспечению жильем указанной категории граждан, поэтому Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района РТ не может предоставить ФИО1 жилое помещение. Кроме того считает, что Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района РТ является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица - Отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ - Гарафутдинова З.Р. - поддержала заявленные требования.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как установлено в суде, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения общественной жилищной комиссии Кайбицкого муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, решением общественной жилищной комиссии Кайбицкого муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на внеочередной учет получения жилья. Однако Исполнительным комитетом Кайбицкого муниципального района РТ жилая площадь не ниже установленных социальных норм ей не предоставлена.

Таким образом, ФИО1 относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Ст. 12Конституции Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти

Местное самоуправление, согласно ч. 1 ст. 130, ст.ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что категориям граждан, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указанные лица, которые не имеют закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Эти нормы распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Достижение 23-летнего возраста лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено. При этом, как указано в ст. 4 данного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 данного закона).

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. "ж" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

Из приведенных положений закона следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, возложение обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации возможно только с принятием в установленном федеральным законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

При таких обстоятельствах удовлетворение заявления прокурора Кайбицкого района РТ невозможно.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Кайбицкого района РТ в интересах прав, свобод и законных интересов ребенка-сироты ФИО1 об обязании Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района РТ предоставить ребенку-сироте ФИО1 жилую площадь не ниже установленных социальных норм на территории Кайбицкого муниципального района РТ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней.

Председательствующий Г.Г. Хаялиева