Дело № 2-530-2010.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИс. Большие Кайбицы 15 ноября 2010 года
Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бариева Э.Р.
при секретаре Латыпове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Кайбицкого района РТ к муниципальному образованию «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о понуждении определения зоны охраны объектов культурного наследия, получения паспорта, установки информационных надписей и обозначений, а также принятия нормативного правового акта, определяющего порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кайбицкого района РТ обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о понуждении определения зоны охраны объектов культурного наследия, получения паспорта, установки информационных надписей и обозначений, а также принятия нормативного правового акта, определяющего порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, мотивировав иск тем, что прокуратурой Кайбицкого района РТ была проведена проверка исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», соблюдения градостроительного законодательства при строительстве в охранной зоне объектов культурного наследия в Кайбицком муниципальном районе РТ, за 2009 - 2010 г.г., в ходе которой было установлено, что на территории Кайбицкого муниципального района РТ имеется 12 памятников архитектуры и градостроительства, из них 7 объектов муниципального значения и 5 объектов регионального значения, а именно:
объекты культурного наследия регионального значения:
объекты культурного наследия местного значения:
4. Дом помещика А.Е. Лебедева XIX в. кирпичного строения, расположенное в с. <адрес>;
5. Церковь Казанско-Богородицкая 1857 года кирпичного строения, расположенная в с. <адрес>;
7. Успенская церковь, 1910 года постройки, расположенная в д. <адрес>.
В нарушение Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ зоны охраны, вышеуказанных 12 объектов культурного наследия, не определены.
Согласно ст. 24 Закона РТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
В нарушение Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ и Закона РТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» во всех 12 памятниках истории и культуры, расположенных на территории Кайбицкого муниципального района РТ информационные надписи и обозначения отсутствуют, а также не принят нормативно - правовой акт, определяющий порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения или объектах культурного наследия местного (муниципального) значения.
Указанные выше нарушения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ущемляет каждого гражданина на реализацию конституционного права на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, в связи с чем истец просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика - муниципальное образование «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» - иск признал частично, указав при этом, что не признает исковые требования в части обязанности принять нормативно - правовой акт, определяющий порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения или объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, так как данное постановление уже принято ДД.ММ.ГГГГ и представлено суду, в остальной же части иск признает.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Согласно ст.5 Федерального закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ст.99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Частью 4 данной статьи предусмотрено, что порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.
Из ч.1 ст.21 данного Федерального закона следует, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.27 указанного Федерального закона, «на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации». В соответствии с ч.2 данной статьи порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Согласно ст.24 Закона РТ «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кайбицкого района РТ была проведена проверка исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», соблюдения градостроительного законодательства при строительстве в охранной зоне объектов культурного наследия в Кайбицком муниципальном районе РТ, за 2009 - 2010 г.г., в ходе которой было установлено, что на территории Кайбицкого муниципального района РТ имеется 12 памятников архитектуры и градостроительства, из них 7 объектов муниципального значения и 5 объектов регионального значения, а именно:
объекты культурного наследия регионального значения:
объекты культурного наследия местного значения:
В нарушение указанного закона, зоны охраны, вышеуказанных 12 объектов культурного наследия, не определены.
В нарушение ч.1 ст.21 Федерального закона на указанные 12 памятников истории и культуры, расположенные на территории муниципального района паспорта объекта культурного наследия отсутствуют.
В нарушение указанного Федерального закона и Закона РТ во всех 12 памятниках истории и культуры, расположенных на территории района информационные надписи и обозначения отсутствуют.
Указанные нарушения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ущемляет каждого гражданина на реализацию конституционного права на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Кайбицкого района РТ к муниципальному образованию «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» о понуждении определения зоны охраны объектов культурного наследия, получения паспорта, установки информационных надписей и обозначений, а также принятия нормативного правового акта, определяющего порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» в срок до 1 января 2012 года определить зоны охраны объектов культурного наследия; получить паспорта на объекты культурного наследия; установить информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия, а именно:
объекты культурного наследия регионального значения:
объекты культурного наследия местного значения:
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10-ти дней через районный суд.
Председательствующий: подпись имеется. /Бариев Э.Р./Решение вступило в законную силу «26» ноября 2010 года.