решение о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, дело № 2-537/2012



Дело № 2-537/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 года                     п. Кадуй Вологодской области

    Кадуйский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Мещеряковой Н.В.,

при секретаре Кузичевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ловцовой И.Г. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным,

установил:

    Ловцова И.Г. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

    В обоснование указала, что решением ГУ - УПФР в Кадуйском районе от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием ХХХ-летнего стажа лечебной работы. В стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, часть отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и часть отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет включены в льготный стаж работы в календарном исчислении. Считает, что периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и весь отпуск по уходу за ребенком необходимо включать в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год, периоды нахождения на курсах повышения квалификации до ХХХ года – в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год, после ХХХ – календарно. Просила признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в её льготный стаж работы периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год, периоды нахождения на курсах повышения квалификации после ХХХ – календарно, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебное заседание истица Ловцова И.Г. не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без её участия и удовлетворить заявленные требования.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в отзыве просил рассмотреть дело без его участия.

    Суд, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, пришел к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 20 части 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002. Вместе с тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Как установлено в судебном заседании, Ловцова И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в МУЗ "Б.." в должности медицинской сестры. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ловцова И.Г. находилась в отпуске по беременности и родам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Отпуск по беременности и родам и часть отпуска по уходу за ребенком (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) включены ответчиком в льготный стаж истицы в календарном исчислении, вместе с тем, названные периоды (при этом, отпуск по уходу за ребенком полностью) должны включаться в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Согласно ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в период нахождения в отпуске по беременности и родам выплачивается пособие по государственному социальному страхованию.

Кроме того, в указанный период действовало постановление Совета министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому медицинским работникам, указанным в прилагаемом Списке, исчисление сроков выслуги производится по правилам один год работы в сельской местности или поселке городского типа за один год и 3 месяца.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с Разъяснениями "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденные постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Поскольку период нахождения Ловцовой И.Г. в отпуске по беременности и родам имел место до ДД.ММ.ГГГГ, а отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных выше нормативных актов, указанные периоды должны включаться в стаж её работы в льготном исчислении, как и периоды работы, предшествующие данным отпускам, то есть из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год.

Периоды нахождения Ловцовой И.Г. на курсах повышения квалификации также подлежат включению в льготный стаж работы, поскольку в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения Ловцовой И.Г. на курсах повышения квалификации подлежит включению в её стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку она направлялась для повышения квалификации в названные выше периоды на основании приказов работодателя, за ней сохранялись место работы и заработная плата, в связи с чем, требования об обязании ответчика включить в стаж работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению. При этом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации до ДД.ММ.ГГГГ необходимо включать в стаж работы истца в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 3 месяца, после ДД.ММ.ГГГГ - календарно.

Таким образом, исковые требования Ловцовой И.Г. об обязании ответчика включить в её льготный стаж периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, нахождения на курсах повышения квалификации в льготном и календарном исчислении подлежат удовлетворению.

Поскольку с учетом включения в льготный стаж истицы спорных периоды стаж её работы на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости составит более ХХХ лет, имеются основания для назначения Ловцовой И.Г. досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Ловцовой И.Г. удовлетворить.

    Признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии Ловцовой И.Г. незаконным в части.

    Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе исчислять стаж работы Ловцовой И.Г., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца;

зачесть в стаж работы Ловцовой И.Г., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца;

зачесть в стаж работы Ловцовой И.Г., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно,

и назначить Ловцовой И.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

    Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кадуйском районе в пользу Ловцовой И.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере ХХХ рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2012 года.

Судья                                        Н.В. Мещерякова