Признать незаконным бездействие администрации Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района РМ по непринятию мер, направленных па обеспечение безопасности граждан в период паводка 2011 года



Дело №2-78/11г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

р.п.Кадошкино 22 апреля 2011 года

Кадошкинский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи В.Н.Абрашкина, при секретаре Григорьевой Э.В., с участием помощника прокурора Кадошкинского района Левиной В.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Кадошкинского городского поселения и о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кадошкинского района, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кадошкинский районный суд с заявлением к администрации Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Кадошкинского городского поселения и о понуждении к совершению определенных действий, мотивируя тем, что проведенной прокуратурой Кадошкинского района проверкой исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что Администрацией Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия требования упомянутого законодательства исполняются не в полной мере.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года №117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Проверкой, проведенной с привлечением специалистов ТП ГУ МЧС Российской Федерации по Республике Мордовия, установлено, что на территории Кадошкинского городского поселения имеется 2 бесхозяйных гидротехнических сооружения: пруд «Рязаново» и пруд вблизи очистных сооружений МП «Кадошкиноэлектротеплосеть».

Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как установлено проведенной проверкой, органы местного самоуправления поселения устранились от исполнения возложенной на них законом обязанности.

Статьей 8 Закона №117-ФЗ определены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно статье 9 Закона №117-ФЗ от 21.07.1997 собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию,

эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу, либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Установлено, что собственники гидротехнических сооружений либо эксплуатирующие организации отсутствуют, т.е. согласно статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации данное имущество является бесхозяйным.

В соответствии с частью 3 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В ходе проверки было установлено, что решением Совета депутатов Кадошкинского муниципального района от 20.09.2010 № 258 полномочия по оформлению права собственности на бесхозяйный объект - пруд «Рязаново» переданы администрации Кадошкинского муниципального района.

На основании заявления от 12.10.2010 №08/007/2010-452 администрации Кадошкинского муниципального района в ЕГРП внесена запись о принятии на учет бесхозяйного имущества - пруда «Рязаново».

В соответствии с действующим законодательством право собственности на названное бесхозяйное имущество будет установлено в судебном порядке лишь по истечение года, т.е. в октябре 2012 года. До этого срока пруд «Рязаново» остается бесхозяйным имуществом, т.к. отсутствует его собственник.

В отношении же пруда вблизи очистных сооружений, принадлежащих МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», меры по постановке на учет не принимались совсем.

Следовательно, на день проведения проверки оба пруда, расположенные в границах Кадошкинского городского поселения, не имели собственников, т.е. являлись и являются по настоящее время бесхозяйными вещами.

Проведенной проверкой выявлено, что органом местного самоуправления - администрацией Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, на территории которого находятся бесхозяйные гидротехнические сооружения - пруд «Рязаново» и пруд вблизи очистных сооружений МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», какие-либо меры, направленные на обеспечение мер безопасности граждан в период весеннего паводка 2011 года, не принимаются, подготовка к осуществлению комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, защите объектов в зонах возможного затопления, состоянию гидротехнических сооружений, ликвидации ледяных заторов не осуществляется.

Кроме того, в период прохождения весеннего половодья и паводка, который в 2011 году в связи с аномально высоким уровнем осадков, выпавших в виде снега в зимний период 2010-2011 гг. и интенсивным снеготаянием может причинить существенный вред жизни и здоровью граждан, а также их имуществу, органами местного самоуправления поселения не обеспечен постоянный контроль за состоянием и эксплуатацией названных гидротехнических сооружений, с уделением особого внимания обеспечению рационального регулирования режимов работы гидротехнических сооружений, не имеющим собственника, не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений, не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.

Выявленные нарушения норм закона нарушают конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории Кадошкинского городского поселения в настоящее время, так и тех, кто будет проживать в нем в будущем, на безопасную среду обитания, делают невозможным обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, поскольку неконтролируемый паводок на гидротехнических сооружениях оказывает серьезную угрозу жизни, здоровью, а в случае затопления либо подтопления и имуществу граждан.

В связи с вышеизложенным данное заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц - прежде всего проживающих на территории Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, состав которого постоянно изменяется в связи с активными миграционными процессами в обществе.

Просит признать незаконным бездействие администрации Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер, направленных на обеспечение безопасности граждан в период паводка 2011 года, и возложить на ответчика обязанность по проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации в границах поселения, а именно:

- провести комиссионное обследование бесхозяйных гидротехнических сооружений (ГТС), расположенного в границах поселения, с целью установления их безопасности;

  1. оснастить гидротехнические сооружения техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, ликвидации ледяных заторов;

-назначить работников, обслуживающих гидротехнические сооружения из числа лиц, привлеченных к общественным работам;

  1. создать финансовые и материальные резервы, предназначенные на случай ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
  2. организовать постоянное информирование населения о состоянии безопасности на ГТС посредством размещения информации в СМИ.

В судебном заседании помощник прокурора Левина В.Я. от требований, изложенных в заявлении, отказалась, просит производство по делу прекратить, поскольку администрацией Кадошкинского городского поселения совместно с МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» проведены мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, то есть нарушения устранены.

Глава администрации Кадошкинского городского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Р.Ш.Кильдеев в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, нарушения администрацией Кадошкинского городского поселения совместно с МП «Кадошкиноэлектротеплосеть» устранены.

Заслушав стороны, суд считает, что отказ от заявления следует принять, производство по делу прекратить.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (пункт 2).

Суд считает, что поскольку отказ исходит от заявителя, интересы других лиц не затронуты, имеются все основания для принятия отказа от заявления.

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Последствия отказа от заявления и прекращения производства по делу сторонам разъяснены и понятны.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ помощника прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Левиной В.Я. от заявления.

Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кадошкинского городского поселения и о понуждении к совершению определенных действий, прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней.

Председательствующий: В.Н.Абрашкин