Дело №2-221/11г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п.Кадошкино 13 июля 2011 года Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи А.И. Маркова, с участием помощника прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Левиной В.Я., представителя ответчика - Администрации Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия специалиста Бикмурзиной Р.А., при секретаре Кистеневой С.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Латышовского сельского поселения и о понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кадошкинского района, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кадошкинский районный суд с исковым заявлением к Администрации Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Латышовского сельского поселения и о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование заявления указал, что проведенной прокуратурой Кадошкинского района проверкой исполнения законодательства РФ о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что Администрацией Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района РМ требования упомянутого законодательства исполняются не в полной мере. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 №117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Проверкой, проведенной в июне 2011 с привлечением специалистов ТП ГУ МЧС РФ по РМ, установлено, что на территории Латышовского сельского поселения, в селе Картлей, имеется 1 бесхозяйное гидротехническое сооружение: пруд «Картлейский». Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. В силу п.8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Как установлено проведенной проверкой, органы местного самоуправления поселения устранились от исполнения возложенной на них законом обязанности. Статьей 8 Закона №117-ФЗ определены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. Согласно ст. 9 Закона №117-ФЗ от 21.07.1997 собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Установлено, что собственники гидротехнического сооружения либо эксплуатирующие организации отсутствуют, т.е. согласно ст. 226 ГК РФ данное имущество является бесхозяйным. В соответствии с ч.З ст. 226 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В отношении упомянутого пруда вблизи села Картлей меры по постановке его на учет не принимались совсем Следовательно, на день проведения проверки пруд, расположенный в границах Латышовского сельского поселения, не имел собственников, т.е. являлся и является по настоящее время бесхозяйной вещью. Проведенной проверкой выявлено, что органом местного самоуправления - администрацией Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района РМ, на территории которого находится бесхозяйное гидротехническое сооружение - пруд «Картлейский», какие-либо меры, направленные на обеспечение мер безопасности граждан в период весеннего паводка 2011 года, в период предстоящих осенних дождей не принимаются, подготовка к осуществлению комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, защите объектов в зонах возможного затопления, состоянию гидротехнических сооружений, ликвидации ледяных заторов не осуществляется. Кроме того, в период прохождения весеннего половодья и паводка, который в 2011 году в связи с аномально высоким уровнем осадков, выпавших в виде снега в зимний период 2010-2011 гг. и интенсивным снеготаянием мог причинить существенный вред жизни и здоровью граждан, а также их имуществу, органами местного самоуправления поселения не был обеспечен постоянный контроль за состоянием и эксплуатацией названных гидротехнических сооружений, с уделением особого внимания обеспечению рационального регулирования режимов работы гидротехнических сооружений, не имеющим собственника, не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений в другие сезоны года, не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения. Выявленные нарушения норм закона нарушают конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории с. Картлей Латышовского сельского поселения в настоящее время, так и тех, кто будет проживать в нем в будущем, на безопасную среду обитания, делают невозможным обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, поскольку неконтролируемый паводок на гидротехнических сооружениях оказывает серьезную угрозу жизни, здоровью, а в случае затопления либо подтопления и имуществу граждан. В связи с вышеизложенным данное заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц - прежде всего проживающих на территории с. Картлей Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района РМ, состав которого постоянно изменяется в связи с активными миграционными процессами в обществе. Просит признать незаконным бездействие администрации Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района РМ по непринятию мер, направленных на обеспечение безопасности граждан, проживающих вблизи гидротехнического сооружения, и возложить на ответчика обязанность по проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации в границах поселения, а именно: - провести комиссионное обследование бесхозяйного гидротехнического сооружения (ГТС), расположенного в границах поселения, с целью установления его безопасности; оснастить гидротехническое сооружение техническими средствами в целях постоянного контроля за его состоянием, ликвидации ледяных заторов; -назначить работников, обслуживающих гидротехническое сооружение из числа лиц, привлеченных к общественным работам; -создать финансовые и материальные резервы, предназначенные на случай ликвидации аварии гидротехнического сооружения; -организовать постоянное информирование населения о состоянии безопасности на ГТС посредством размещения информации в СМИ. В судебном заседании помощник прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Левина В.Я. требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме. Представитель ответчика - администрации Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия специалиста Бикмурзиной Р.А. требования прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия признала в полном объеме, просит их удовлетворить, последствия признания заявленных требований ей разъяснены и понятны. Суд принимает признание заявленных требований ответчицей Бикмурзиной Р.А., поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Ответчице Бикмурзиной Р.А. последствия признания заявленных требований разъяснены и понятны. В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно части четвертой статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются. Руководствуясь статьями 39, 173, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Латышовского сельского поселения и о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Латышовского сельского поселения Кадошкинского муниципального района РМ по непринятию мер, направленных на обеспечение безопасности граждан, проживающих вблизи гидротехнического сооружения, и возложить на ответчика обязанность по проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации в границах поселения, а именно: - провести комиссионное обследование бесхозяйного гидротехнического сооружения (ГТС), расположенного в границах поселения, с целью установления его безопасности; -оснастить гидротехническое сооружение техническими средствами в целях постоянного контроля за его состоянием, ликвидации ледяных заторов; -назначить работников, обслуживающих гидротехническое сооружение из числа лиц, привлеченных к общественным работам; -создать финансовые и материальные резервы, предназначенные на случай ликвидации аварии гидротехнического сооружения; -организовать постоянное информирование населения о состоянии безопасности на ГТС посредством размещения информации в СМИ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней. Председательствующий: А.И. Марков