Дело №2-40/11г. Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и р.п.Кадошкино 18 апреля 2011 года Кадошкинский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи В.Н.Абрашкина, при секретаре Дубининой Н.Н., с участием истца - помощника прокурора Кадошкинского района Левиной В.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах Палаткиной Анастасии Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Кадошкинского района, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Палаткиной Анастасии Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Кадошкинский районный суд с иском к администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, мотивируя тем, что прокуратурой Кадошкинского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статье 2 указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 4 указанного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного Закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия наделяются государственнымиполномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, а также полномочиями по предоставлению жилых помещений данной категории граждан, в том числе, принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 01.02.2010 №32 (с изменениями от 24.01.2011) «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, определено Министерство образования Республики Мордовия. Статьей 5 Закона и решением Кадошкинского районного Совета депутатов от 11 сентября 2007 года №226 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Однако приведенные положения федерального законодательства органами исполнительной власти до настоящего времени не исполняются. Постановлением Главы Администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 03.08.2009 №198-П Палаткина Анастасия Николаевна признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с дипломом о среднем профессиональном образовании <адрес>1 Палаткина А.Н. в 2009 году окончила Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саранский электромеханический колледж». После окончания обучения в указанном образовательном учреждении Палаткина А.Н. не была обеспечена жильем. Палаткина А.Н. относится ккатегории лиц из числа детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. В соответствии со свидетельством о смерти мать Палаткиной А.Н. - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Палаткина А.Н. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации) Просит обязать Администрацию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Палаткину Анастасию Николаевну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в пределах территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, взыскать с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину. В судебном заседании истец - помощник прокурора Левина В.Я. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просит обязать администрацию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Палаткину Анастасию Николаевну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека, по договору социального найма в пределах территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. Представитель ответчика - администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Ханюкова В.В. в судебное заседание не явилась, в связи с болезнью, просит рассмотреть дело без ее участия и вынести решение на усмотрение суда. Палаткина А.Н. в судебное заседание не явилась в связи с болезнью, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия поддерживает в полном объеме. Представитель третьего лица - Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление первого заместителя Министра Т.Ф.Каргина, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика, Палаткиной А.Н. и третьего лица. Заслушав помощника прокурора В.Я.Левину, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно свидетельству о рождении серии I-ЖК № от ДД.ММ.ГГГГ Палаткина Анастасия Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ. По паспорту серии 89 05 №, выданном ДД.ММ.ГГГГ Отделом Внутренних Дел Кадошкинского района Республики Мордовия Палаткина Анастасия Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Мордовия, зарегистрирована по адресу: Республика Мордовия, <адрес>. Мать Палаткиной А.Н. - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти серии I-ЖК№ 563138 от ДД.ММ.ГГГГ, и серии I-ЖК № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно светокопии договора сдачи жилого помещения в найм ФИО10 сдает в аренду квартиросъемщику Палаткиной А.Н. свой дом, расположенный по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, за оплату коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Жилой дом, расположенный по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, находится на балансе СХПК «Паевский», что подтверждается справкой администрации Паевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями: 1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; 3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма (далее - государственные полномочия). Постановлением Правительства Республики Мордовия от 01.02.2010 №32 (с изменениями от 24.01.2011) «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», Министерство образования Республики Мордовия определеноуполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, В соответствии с выпиской из домовой книги по <адрес> села Паево Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия зарегистрированы Палаткина Анастасия Николаевна и ФИО5. Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 05.05.2009 № 78 зарегистрированной недвижимости по Кадошкинскому району за Палаткиной А.Н. нет. В соответствии с сообщением Федеральной регистрационной службы от 14.05.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Палаткиной А.Н. не зарегистрированы. По заключению акта проверки жилищных условий заявителя от 29.07.2009 Палаткина Анастасия Николаевна нуждается в получении жилплощади. Согласно протоколу № 13 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кадошкинского муниципального района от 31 июля 2009 года Палаткина Анастасия Николаевна признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в книгу учета граждан при администрации Кадошкинского муниципального района. По заключению об обоснованности предоставления субсидии на строительство, реконструкцию, приобретения жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве Палаткина Анастасия Николаевна была поставлена на очередь на предоставление субсидии на приобретение жилья. Постановлением главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 03.08.2009 №198-П утверждены решение жилищной комиссии при администрации муниципального района, протокол № 13 от 31 июля 2009 года. Материалы на Палаткину А.Н. для получения безвозмездной субсидии поступили в государственную комиссию по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилого помещения 20 апреля 2010 года и зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за номером 5321. В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 3 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Палаткина Анастасия Николаевна обучается в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева», срок обучения в котором у нее заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Палаткина А.Н. закончила Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саранский электромеханический колледж», о чем свидетельствует диплом о среднем профессиональном образовании <адрес>1, то есть ее пребывание в учреждении профессионального образования закончилось ДД.ММ.ГГГГ, а согласно приказа №-с с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева, и, следовательно, у нее возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Палаткина А.Н. согласно светокопии свидетельства № о регистрации по месту пребывания зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, ком.177 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть обеспечена временным жилым помещением, что не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Кроме того, прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия в обоснование иска ссылается не только на нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, но и на нормы пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридических факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится окончание пребывания в образовательном учреждении. В соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерациинорма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению № 226 от 11.09.2007 Совета депутатов Кадошкинского муниципального района установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека. Следовательно, у Палаткиной А.Н., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания пребывания в образовательном учреждениисреднего профессионального образования «Саранский электромеханический колледж», то есть еще в 2009 году возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации Кадошкинского муниципального района она была поставлена в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено. Таким образом, исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах Палаткиной Анастасии Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Палаткину Анастасию Николаевну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в пределах территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней. Председательствующий: В.Н.Абрашкин