о признании недействующими пунктов раздела 1 Положения о публичных слушаниях



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

р.п.Кадошкино ДД.ММ.ГГГГ

Кадошкинский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи В.Н.Абрашкина, с участием помощника прокурора Кадошкинского района Левиной В.Я., представителя заинтересованного лица - главы администрации Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Евишева В.Я., при секретаре Козеевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия о признании недействующими и не подлежащими применению п. 1.4, п. 1.5 раздела 1 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кадошкинского района, действуя в соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Кадошкинский районный суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 1.4, 1.5 раздела 1 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №, мотивируя тем, что статьей 13 Устава Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями (далее Устав) установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района по вопросам местного значения с участием жителей Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Советом депутатов Кадошкинского муниципального района, председателем Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского района могут проводиться публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района.

Во исполнение данного императива Устава решением представительного органа местного самоуправления Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о публичных слушаниях (далее Положение). Данный нормативный правовой акт был обнародован путем размещения его на информационных стендах в сельской администрации и библиотеке.

Проведенной прокуратурой Кадошкинского района Республики Мордовия ДД.ММ.ГГГГ проверкой соблюдения законодательства о местном самоуправлении установлено, что пункты 1.4 и 1.5 раздела 1 Положения противоречат статьям 46 и 55 Конституции Российской Федерации, статьям 28 и 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон), создают предпосылки для коррупционных проявлений, являются незаконными и подлежащими признанию недействующими с момента вступления решения суда в силу и не подлежащим применению по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1.4 раздела 1 данного Положения установлено, что на публичные слушания в обязательном порядке выносятся:

  1. проект устава муниципального образования, проект
    муниципального правового акта о внесении изменений и
    дополнений в устав муниципального образования;
  2. проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  3. проекты планов и программ развития муниципального
    образования;
  4. вопросы о преобразовании муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязательному вынесению на публичные слушания, кроме перечисленных в пункте 1.4 Положения, подлежат:

проекты правил землепользования и застройки;

проекты планировки территорий и проектов межевания территорий;

вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;

вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Поскольку пункт 1.4 раздела 1 Положения содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания, он существенно сужает круг вопросов, в обсуждении которых могут принять участие граждане, проживающие на данной территории, нарушая тем самым их права на участие в осуществлении местного самоуправления.

Пунктом 1.5 Положения установлено, что публичные слушания могут проводиться в следующих формах:

- слушания по проектам муниципальных правовых актов в представительном органе муниципального образования или местной администрации с участием представителей общественности муниципального образования (слушания в органе местного самоуправления муниципального образования);

  • массовое обсуждение населением муниципального образования
    проектов муниципальных правовых актов;
  • рассмотрение на заседании представительного органа местного
    самоуправления, местной администрации проектов муниципальных правовых
    актов с участием представителей общественности муниципального образования.

Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с частью 3 статьи 55Конституции Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 1 статьи 33 Закона установлено, что наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Проведенным анализом перечисленных выше норм определено, что установление в пункте 1.5 Положения закрытого перечня форм проведения публичных слушаний, при отсутствии в федеральном законодательстве исчерпывающего перечня форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления противоречит Конституции Российской Федерации и Закону.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

- широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органами местного самоуправления (их должностных лиц);

- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.

Оспариваемые пункты 1.4 и 1.5 нормативного правового акта нарушают права неопределенного круга лиц на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности граждан, как ныне проживающих на территории Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района, так и тех, кто будет проживать здесь в будущем, создает предпосылки для злоупотребления служебным положением при решении вопросов местного значения, что согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии коррупции» является коррупцией.

Необходимость признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в силу и не подлежащим применению обусловлено тем, что за период с ДД.ММ.ГГГГ в ходе применения Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Адашевского сельского Совета депутатов №, возникли гражданские правоотношения, урегулированные этим решением, вследствие чего признание упомянутого правового акта недействующим с момента его издания может повлечь негативные последствия как для граждан, так и для юридических лиц.

Просит признать недействующими с момента вступления решения суда в силу пункты 1.4 и 1.5 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Адашевского сельского Совета депутатов Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №, и не подлежащими применению ввиду их несоответствия требованиям закона, взыскать с Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход федерального бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора В.Я.Левина требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Евишев В.Я. заявленные требования прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия признал полностью, просит их удовлетворить.

Суд принимает признание заявленных требований, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Заинтересованному лицу последствия признания заявленных требований разъяснены и понятны.

В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 39, 173 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 1.4, 1.5 раздела 1 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в силу пункты 1.4 и 1.5 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Адашевского сельского Совета депутатов Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №, и не подлежащими применению ввиду их несоответствия требованиям закона.

Взыскать с Совета депутатов Адашевского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней.

Председательствующий: В.Н.Абрашкин