Признать недействующим и не подлежащим применению ввиду его несоответствия требованиям закона с момента вступления решения суда в силу Устава МУДОД `Дом детского творчества`



Дело №2-32/11г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

р.п.Кадошкино 15 февраля 2011 года

Кадошкинский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи В.Н. Абрашкина, с участием помощника прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Левиной В.Я., представителя администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Ханюковой В.В., действующей на основании доверенности №01-10-11/57 от 18.01.2011г., при секретаре Кистеневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и не подлежащим применению Устава муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и постановления главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2010г. № 522-П,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кадошкинского района, действуя в соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кадошкинский районный суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Устава муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и постановления главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2010г. № 522-П.

В обоснование заявления указал, что Устав МУДОД «Дом детского творчества» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в новой редакции (далее - Устав МУДОД «ДДТ») был утвержден постановлением главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2010г. №522-П.

Устав МУДОД «ДДТ» и постановление главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2010г. № 522-П, его утвердившее, являются незаконными и подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Статьей 42 Устава Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (утвержденного решением Совета депутатов Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 19 января 2006 г. № 136) (с изменениями от 11 сентября 2007 г., 5 августа, 4 декабря 2008 г., 2 апреля, 31 июля 2009 г., 12 мая, 10 июня 2010 г.) установлено, что в систему муниципальных правовых актов Кадошкинского муниципального района входят:

настоящий Устав, правовые акты, принятые на референдуме Кадошкинского муниципального района;

решения Совета депутатов Кадошкинского муниципального района;

постановления и распоряжения председателя Совета депутатов Кадошкинского муниципального района;

постановления и распоряжения администрации Кадошкинского муниципального района;

приказы и распоряжения Первого заместителя главы администрации Кадошкинского муниципального района;

приказы заместителей главы администрации Кадошкинского муниципального района;

приказы и распоряжения руководителей структурных подразделений администрации Кадошкинского муниципального района;

постановления и распоряжения председателя ревизионной комиссии Кадошкинского муниципального района.

Глава администрации Кадошкинского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Мордовия, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов Кадошкинского муниципального района, издает постановления администрации Кадошкинского муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Кадошкинского муниципального района федеральными законами и законами Республики Мордовия, а также распоряжения администрации Кадошкинского муниципального района по вопросам организации работы администрации Кадошкинского муниципального района.

Таким образом, системой муниципальных правовых актов Кадошкинского муниципального района постановленияглавы администрации муниципального района не предусмотрены, следовательно, их принятие противоречит действующему законодательству, влечет недействительность правовых актов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 2 Закона органы местного самоуправления избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Круг вопросов местного значения муниципального района определен статьей 15 Закона.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:, в том числе, по изданию муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 17 Закона).

В силу статьи 4 Закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Частью 4 статьи 7 Закона установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (статья 37 Закона).

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Закона глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 43 Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Из смысла приведенных норм следует, что именно местная администрация наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. А глава местной администрации является ее руководителем.

Таким образом, в систему правовых актов входят постановления местной администрации по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Формы правовых актов как постановление и распоряжение главы администрации федеральным законодательством не предусмотрено.

Исходя из изложенного, утверждение Устава МУДОД «ДДТ» правовым актом - постановлением главы администрации Кадошкинского муниципального района, не предусмотренным системой муниципальных правовых актов, влечет его незаконность.

Просит признать недействующим и не подлежащим применению ввиду его несоответствия требованиям закона, с момента вступления решения суда в силу, Устав МУДОД «ДДТ», утвержденного постановлением главы администрации от 21.12.2010г. № 522-П, признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу, постановление главы администрации от 21.12.2010г. №522-П, как не соответствующее федеральному законодательству, взыскать с администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 3000 рублей в доход федерального бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Левина В.Я. от требований, изложенных в заявлении, отказалась, просит производство по делу прекратить, в связи с добровольным исполнением администрацией Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия заявленных требований, поскольку постановлением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия № 39-П от 03.02.2011г. в постановления, изданные с 22 сентября 2010 года по 28 декабря 2010 года номера с 328-П по 546-П включительно, внесены изменения в обозначение вида правового акта, слово «Глава» исключено, в преамбуле правого акта, слава «Глава администрации» заменена словом «администрация».

Представитель администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия Ханюкова В.В. просит производство по делу прекратить, поскольку постановлением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия № 39-П от 03.02.2011г. в постановления, изданные с 22 сентября 2010 года по 28 декабря 2010 года номера с 328-П по 546-П включительно, внесены изменения в обозначение вида правового акта, слово «Глава» исключено, в преамбуле правого акта, слава «Глава администрации» заменена словом «администрация».

Часть третья статьи 45 ГПК Российской Федерации предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает отказ помощника прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия от требований заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Последствия отказа от заявления и прекращения производства по делу сторонам разъяснены и понятны.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ помощника прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Левиной В.Я. от заявления.

Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и не подлежащим применению Устава муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и постановления главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2010г. № 522-П, прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 дней.

Председательствующий: В.Н. Абрашкин