Взыскать с ОАО `РЖД` в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.



Дело №2-37/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кадошкино 01 марта 2011 года

Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего Абрашкина В.Н., с участием помощника Рузаевского транспортного прокурора Республики Мордовия Ступеньковой Т.С., представителя ответчика Шворак С.В., выступающей на основании доверенности № НЮ-46/209 от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рузаевского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Рузаевский транспортный прокурор в интересах ФИО1 обратился в Кадошкинский районный суд Республики Мордовия с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на 575 км станции Кадошкино пассажирским поездом №56 сообщением «Москва-Самара» под управлением машиниста ФИО5 был смертельно травмирован ФИО2

Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, непосредственной причиной смерти ФИО2 стал ушиб головного мозга.

Причиной несчастного случая явилось нарушение ФИО2 правил техники личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

ДД.ММ.ГГГГ по факту смертельного травмирования ФИО2 старшим следователем Самарского межрайонного следственного отдела Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации, в связи с отсутствием в действиях машиниста ФИО5 состава преступления. По сообщению о совершении преступления, предусмотренного статьи 110 УК Российской Федерации, было отказано в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации, за отсутствием события преступления.

В результате произошедшего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - матери ФИО2, причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, связанных со смертью сына.

Согласно статьи 1079 ГК Российской Федерации юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности.

В соответствии со статьей 151 ГК Российской Федерации - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статьи 1100 ГК Российской Федерации компенсации морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, если вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, к которому относится железнодорожный транспорт.

Размер компенсации морального вреда в сумме 30 тысяч рублей, считает разумным и справедливым.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Самостоятельно ФИО1, пенсионер, ветеран труда, защитить свои интересы в суде не может в связи с отсутствием у неё юридического образования, тяжелым материальным и моральным положением.

В соответствии с частью 5 статьи 29 ГПК Российской Федерации иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, могут предъявляться истцом в суд по месту его жительства или по месту причинения вреда.

Просит взыскать с ОАО «РЖД» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 30 (тридцати) тысяч рублей.

В судебном заседании помощник Рузаевского транспортного прокурора Республики Мордовия Ступенькова Т.С., исковые требования поддержала по тем же основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шворак С.В., выступающей на основании доверенности № НЮ-46/209 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что причиной несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, стало несоблюдение правил безопасности на железнодорожном транспорте, ФИО2, вины ОАО «РЖД» в гибели ФИО2 нет; в возбуждении уголовного дела по данному факту отказано.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные Рузаевским транспортным прокурором <адрес> требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на 575 км станции Кадошкино пассажирским поездом №56 сообщением «Москва-Самара» под управлением машиниста ФИО5 был смертельно травмирован ФИО2

Указанное обстоятельство не отрицал представитель ответчика.

Данный факт подтверждается рапортом об обнаружении признаков преступления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно соответствующему постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, в возбуждении уголовного дела по факту смертельного травмирования поездом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 263 УК Российской Федерации в отношении ФИО5 отказано в связи с отсутствием в деянии состава преступления, по статье 110 УК Российской Федерации отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК Российской Федерации, в связи с отсутствием события преступления. В данном постановлении также отражено, что причиной смертельного травмирования поездом ФИО2 стало нарушение последним «Правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте».

Согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, погибший ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится сыном ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о рождении II-ЖИ №.

Согласно статьи 1079 ГК Российской Федерации, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В силу статьи 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При этом, согласно пункта 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от ДД.ММ.ГГГГ №, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно статьи 1100 ГК Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в частности, в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, был сбит пассажирским поездом №56 сообщением «Москва-Самара», таким образом ОАО «Российские железные дороги» обязано нести ответственность за причиненный вред.

Доводы представителя ответчика о том, что в рамках проведения предварительной проверки по факту гибели ФИО2 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со статьей 1101 ГК Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд также принимает во внимание степень вины нарушителя, неосторожность самого ФИО2, иные заслуживающие внимания обстоятельства, учитывает степень нравственных страдания ФИО1, а также требования разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда ФИО1 суд учитывает, что погибший ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приходится ей сыном, с которым они всегда поддерживали близкие, теплые отношения, в связи с гибелью близкого родственника ей причинены нравственные и физическое страдания.

В связи с изложенным, с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда сумму в размере 30 000 рублей.

В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статьи 103 ГПК российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных заявителем требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рузаевского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу ФИО1 сумму в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в счет возмещения морального вреда.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Мордовия путем подачи жалобы через Кадошкинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий В.Н. Абрашкин