Решение по иску о взыскании невыплаченной пенсии, ее перерасчете



                                                                                                                    Дело № 2к-134/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

           

            п. Кадый                                                                                              11 октября 2011 г.

Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего Демидова В.Н., при секретаре Карпычевой Г.И., с участием сторон: истца Никитиной Марины Алексеевны, представителей ответчика- юрисконсульта ГУ Отдела пенсионного фонда РФ по Кадыйскому району Бугрова Дмитрия Владимировича, ст. специалиста Отдела Пенсионного фонда Копасовой Натальи Александровны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной М.А. к государственному учреждению Отделу Пенсионного фонда РФ по Кадыйскому району Костромской области о взыскании с ответчика суммы невыплаченной пенсии за период с момента достижения ею льготного пенсионного возраста 45 лет с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ как начислил Пенсионный фонд, обязать ответчика пересчитать ей пенсию и выплатить за все периоды работы в льготном исчислении как за год и три месяца, моральный и материальный ущерб.

У С Т А Н О В И Л:

          Никитина М.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Отделу Пенсионного фонда РФ по Кадыйскому району, в котором просит взыскать с ответчика сумму невыплаченной пенсии за период с момента достижения ею льготного пенсионного возраста 45 лет с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ как начислил Пенсионный фонд, обязать ответчика пересчитать ее пенсию и выплатить за все периоды работы в льготном исчислении как за год и три месяца, моральный и материальный ущерб.

         Свои требования мотивировала тем, что в стаж работы не включены периоды прохождения ею курсов повышения квалификации : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

         С ДД.ММ.ГГГГ она работает медицинской сестрой в Кадыйском психоневрологическом интернате, поэтому условия ее труда являются вредными. Согласно п.п. 1 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам : женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

        Ее стаж был на тот момент соответствующий, но пенсию ей начислили с 46 лет.

         Не включена в стаж работа в детском саду лесопункта «Вешка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

         Ее стаж работы засчитан до ноября 1999 г. как один год и три месяца т.е. в льготном исчислении т.к. она работала в сельской местности, а с 1999 года в календарном исчислении хотя отмены закона не было, только был утвержден и изменен список должностей. В этом списке есть медицинская сестра психоневрологического интерната.

         При подготовке дела к судебному разбирательству Никитина М.А. уточнила исковые требования, просила :

    - Включить в льготный стаж по начислению льготной пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

- Обязать отдел Пенсионного фонда включить в льготный стаж время с момента обращения по вопросу пенсии с августа 2009 года.

- Обязать отдел Пенсионного фонда засчитать ее льготный стаж с ноября 1999 г. по август 2010 г. в льготном исчислении один год работы как за один год три месяца и начислить ей пенсию за этот период. Просила вызвать в судебное заседание свидетелей Е. и К.

     В судебном заседании Никитина М.А. поддержала исковые требования, дополнив, что первый раз устно обратилась в отдел Пенсионного фонда в 2004 году за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, полагая, что в 2006 году у нее возникнет такое право, поэтому заранее принесла уточняющую справку из <адрес> ЦРБ, которую ей потом вернули. Письменного заявления не подавала. С кем разговаривала не знает, т.к. работники пенсионного фонда ей незнакомы. Ей сказали, что срок назначения досрочной трудовой пенсии у нее еще не наступил.

    В августе 2009 г. она вновь устно обратилась в отдел Пенсионного фонда о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Разговаривала с Копасовой Н.А., которая сказала, что нужно представить уточняющую справку, а остальные документы должен представить отдел кадров по месту работы. Письменного заявления о назначении досрочной пенсии так же не подавала. По приезду обратилась в отдел кадров интерната, чтобы направили документы в Отдел Пенсионного фонда. Через некоторое время инспектор отдела кадров сказала, что звонили из отдела Пенсионного фонда и сказали, что не хватает специального стажа для назначении досрочной пенсии и этот срок подойдет только в 2010 году. В августе 2010 года она обратилась в Отдел Пенсионного фонд с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. К заявлению приложила все необходимые документы. С ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью. После назначения пенсии она узнала, что ей должны были засчитать в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы в качестве медицинской сестры в детском садике лесопункта «В» и зачесть периоды прохождения курсов повышения квалификации, поэтому должны были подсчитать стаж и назначить пенсию не с ДД.ММ.ГГГГ, а, по ее подсчетам, с августа 2006 года, но она этого тогда не знала, а работники Отдела Пенсионного фонда говорили, что стажа не хватает. Поэтому письменного заявления о назначении досрочной пенсии до августа 2010 г. она не подавала.

      Представители ГУ отдела Пенсионного фонда по Кадыйскому району Бугров Д.В. и Копасова Н.А. исковые требования Никитиной М.А. не признали.      Бугров Д.В. пояснил, что при исчислении трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии медицинским работникам, принимаются во внимание два условия: работа должна протекать в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений и в должностях, предусмотренных этим списком. Согласно указанного списка, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено медицинским сестрам учреждений здравоохранения. Среди учреждений здравоохранения, поименованных в данном списке, такое учреждение как «детский сад» отсутствует. Поэтому у отдела Пенсионного фонда нет правовых оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы истицы в должности медицинской сестры в детском саду л/п «Вешка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

    В п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 приведен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной пенсии, среди которых курсы повышения квалификации не поименованы, поэтому курсы повышения квалификации не подлежат включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

    Трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) назначается со дня обращения за указанной пенсией, а не со дня наступления права на пенсию. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение заявления со всеми необходимыми документами. Поскольку Никитина обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, то досрочная трудовая пенсия ей могла быть назначена только с указанной даты. До этой даты истица с письменным заявлением в Отдел Пенсионного фонда не обращалась. Общий трудовой стаж у Никитиной составляет 28 лет 9 месяцев 16 дней, в соответствии с которым исчислен размер ее пенсии.

    Копасова Н.А. пояснила, что Никитиной М.А. назначена досрочная трудовая пенсия с ДД.ММ.ГГГГ за стаж лечебной деятельности 25 лет 4 дня. Обращалась ли Никитина в Отдел Пенсионного фонда в 2004 и 2009 году не помнит. Даже если она обращалась по каким-то вопросам, письменного заявления о назначении досрочной трудовой пенсии к ним от нее не поступало. Если гражданин обращается в Отдел Пенсионного фонда с письменным заявлением о назначении пенсии, его заявление рассматривается комиссией и принимается решение о назначении пенсии или отказе в назначении пенсии. При устном обращении гражданина по каким - либо вопросам, ему дается устный ответ.

           Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, пенсионное дело, истребованное в отделе Пенсионного фонда, суд находит иск Никитиной М.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

            Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

            Согласно п.п. 1 и 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173 (в редакции от 27.07.2010 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию             (указанную часть трудовой пенсии по старости).

     Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

     Свидетель Е. показала, что работает в психоневрологическом интернате с 2000 года. Ей известно, что в 2004 году по запросу Отдела Пенсионного фонда отдел кадров интерната направлял им уточняющие справки на всех лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, в том числе и на Никитину, которая представляла справку из <адрес> ЦРБ, где она ранее работала.

Осенью 2009 г. Никитина вновь получала уточняющую справку, но инспектор отдела кадров ей сказала, что стажа для назначения досрочной пенсии не хватает. С письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии до августа 2010 г. Никитина не обращалась.      

    Свидетель К. - брат Никитиной пояснил, что в 2005 году ездил в Отдел Пенсионного фонда за оформлением пенсии по инвалидности. С ним ездила сестра Никитина тоже по вопросу оформления пенсии. Какие документы у нее были, не знает. Потом сестра говорила, что ей нужно собирать документы, подтверждающие ее трудовой стаж. В 2009 году он возил сестру в <адрес> сельскую администрацию за какими-то документами. Впоследствии она говорила, что в Отделе Пенсионного фонда ей сказали, что у нее не хватает специального стажа для назначения льготной пенсии. Какие документы Никитина представляла в Отдел Пенсионного фонда, он не знает.

         Судом установлено следующее.

    Из заявления Никитиной М.А. о назначении пенсии, находящемся в ее пенсионном деле следует, что она просит назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Дата подачи заявления (обращения за назначением пенсии) указана ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Никитиной М.А. назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

    Таким образом, из представленных документов следует, что Никитиной М.А. назначена досрочная трудовая пенсия по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» со дня ее обращения ( подачи заявления) за указанной пенсией, что соответствует требованиям п.п. 1 и 2 ст. 19 указанного Закона. Поэтому требования истицы о перерасчете назначенной пенсии и возмещении ей суммы, не выплаченной по ее мнению, пенсии за период с момента возникновения права на нее и до момента назначения досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными. Никитина М.А. не представила доказательств, что до ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в отдел Пенсионного фонда РФ с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и представила все необходимые документы. Напротив, она не оспаривает, что с письменным заявлением до августа 2010 года в Отдел Пенсионного фонда не обращалась. Свидетели Е. и К. фактически подтвердили указанное обстоятельство.

        Доводы Никитиной М.А. о том, что она имела право на получение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.1 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с вредными условиями труда, основаны на неправильном толковании указанного Закона. Досрочная трудовая пенсия по этому основанию может быть назначена женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет т.е. по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях утвержденному Постановлением Кабинета министров СССР № 10 от 26.01.1991 г.. Однако, в указанном Списке № 1 не указаны медицинские работники учреждений ( домов-интернатов ) для психических больных.. Поэтому досрочная трудовая пенсия Никитиной М.А. не могла быть назначена на основании п.п.1 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

        Доводы о том, что ей не включены в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в детском саду л/п «Вешка», а с ноября 1999 года стаж засчитан в календарном, а не в льготном исчислении, юридического значения в данном конкретном случае не имеет т.к. указанные периоды ей засчитаны в общий трудовой стаж для расчета размера пенсии.

Доказательств причинения материального и морального вреда Никитина М.А. не представила.

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Никитиной Марине Алексеевне в иске к Государственному учреждению отделу Пенсионного фонда РФ по Кадыйскому району о включении в льготный (специальный) стаж для назначения льготной пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчислив данные периоды в льготном исчислении и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в детском саду л/п «Вешка»; обязании ответчика засчитать ее льготный стаж с ноября 1999 г. по август 2010 г. в льготном исчислении один год работы как за один год три месяца, начислив ей пенсию за этот период; обязании ответчика включить в ее льготный (специальный) стаж время с момента обращения по вопросу пенсии с августа 2009 года; взыскании с ответчика суммы недоплаченной пенсии за период с момента достижения ею льготного пенсионного возраста 45 лет и взыскании морального и материального ущерба.

      Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней через Макарьевский районный суд п. Кадый.

Председательствующий                            В.Н. Демидов