ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
п. Качуг 25 мая 2010 года
Качугский районный суд Иркутской области Нечаева С. В., с участием государственного обвинителя Чудинова Д. Р., подсудимого Шеметова С. К., защитника Кирилловой Т. С., при секретаре Туктаровой Н. А., а также потерпевшей Шеметовой Г. А., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Шеметова С. К., Дата года рождения, уроженца Адрес, гражданина РФ, образование средне-специальное, военнообязанного, холостого, не работающего, ранее не судимого, проживающего в Адрес, находящегося под стражей с Дата года, в совершении преступления предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ
УСТАНОВИЛ:
Шеметов С. совершил убийство, то есть умышленно причинил смерть другому человеку при следующих обстоятельствах.
Так, Дата года Шеметов С., будучи в состоянии алкогольного опьянения, пришел к себе домой в Адрес, где в помещении кухни распивали спиртное его брат Шеметов А. с сожительницей Х. М. и знакомыми К. А. и Х.А. Между Шеметовым А. и Шеметовым С. произошел конфликт на почве ревности, так как Шеметов А. не желал находится в компании с Шеметовым С., в ходе которого Шеметов А. вышел в коридор и ударил Шеметова С. рукой по лицу и между ними возникла борьба, однако К. А. и Х.А. разняли их и Шеметов С. ушел в спальную комнату, находящуюся напротив кухни, а Шеметов А., К. А. и Х. А. вернулись в кухню, где продолжили распивать спиртное.
Спустя небольшой период времени между Шеметовым А. и Шеметовым С. вновь возникла ссора и они вышли из своих комнат в коридор. При этом Шеметов С. взял, находящийся в спальной комнате кухонный нож. В коридоре между Шеметовым А. и Шеметовым С. возникла борьба на почве личных неприязненных отношений, в ходе которой Шеметов А. схватил Шеметова С. руками за шею, а Шеметов С. умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допуская эти последствия, нанес не менее двух ударов ножом в область левой боковой поверхности грудной клетки Шеметова А., причинив ему телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения боковой поверхности грудной клетки слева, проникающего в левую плевральную полость с повреждением легкого слева, открытого перелома (разгибательного) седьмого ребра слева, левосторонний гемоторакс 500 мл жидкой крови и в свертках, которые составляют единый комплекс и относятся к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и состоят в причинно-следственной связи со смертью; непроникающего колото-резаного ранения боковой поверхности грудной клетки слева с повреждением трапециевидной мышцы слева, открытого перелома (сгибательного) четвертого ребра слева, которые относятся к категории повреждений, причинивших средней тяжести вред здоровью; резаной раны ногтевой фаланги 4 пальца правой кисти, которая относится к категории повреждений, причинивших легкий вред здоровью; ссадины и кровоподтеки обеих кистей рук, мягких тканей головы слева, которые относятся к категории повреждений, не причинивших вреда здоровью.
В результате умышленных действий Шеметова С. смерть потерпевшего наступила в 23 часа 20 минут Дата года в Качугской ЦРБ от сочетанной травмы грудной клетки, проникающего колото-резаного ранения боковой поверхности грудной клетки слева, проникающего в левую плевральную полость с повреждением легкого слева, левостороннего гемоторакса 500 мл. жидкой крови и в свертках; открытого перелома седьмого ребра слева, острой массивной кровопотери, декомпрессионного необратимого геморрагического шока.
В судебном заседании Шеметов С. вину в предъявленном ему обвинении признал частично и пояснил, что Дата года в дневное время он был на поминках, где выпил немного спиртного. После он распивал спиртное с И. А. у него дома. В вечернее время он пошел домой, где в кухне распивали спиртное его брат Шеметов А., Х. М., К. А. и Х. А. Он хотел зайти в кухню, однако Шеметов А. налетел на него, начал выталкивать, и он ушел в спальную комнату, находящуюся напротив кухни, где лег на кровать. Через некоторое время он собрался сходить на улицу и сел на кровать. В это время в комнату зашел его брат Шеметов А., который стал угрожать ему, выгонять из дома, матерился, говорил, что убьет его. И при этом взял в руку нож, лежащий на столе в комнате. Он встал и выдернул у А. нож из руки, а А. схватил его руками за шею и стал душить. В это время они уже оказались в коридоре между комнатами, куда также забежала их мать и пыталась разнять их, а затем позвала на помощь К. А. и Х. А. Андрей сильно сжимал ему шею, и у него потемнело в глазах, после чего он ударил Андрея ножом в бок два раза. Андрей отпустил его и упал на пол. Он после этого осознал, что сделал и пошел к фельдшеру, чтобы оказали помощь Андрею.
Кроме собственных показаний вина подсудимого в содеянном подтверждается также другими доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства.
Так, потерпевшая Шеметова Г. суду показала, что она проживала с сыном Шеметовым А. и его сожительницей Х. М. Зимой с ними в доме стал проживать ее сын Шеметов С.. А. ревновал свою сожительницу Х. М. к С. В состоянии алкогольного опьянения А. становился агрессивным. Дата года днем С. ушел на поминки, а А. с Х. М. и знакомыми К. А. и Х. А. сидели на кухне и распивали спиртное. Она была в зале, где сидела на табуретке возле телевизора спиной к коридору. Вечером С. пришел в дом и она увидела, что А. выскочил в коридор, заматерился и ударил С. рукой. После этого С. ушел в спальную комнату напротив кухни, а она снова стала смотреть телевизор. Через некоторое время она услышала шум, обернулась и увидела, что А. и С. сцепилась в коридоре, и при этом А. схватил С. руками за шею и душил его. Она подбежала к ним и попыталась разнять их, но не смогла, после чего крикнула К. А. и Х. А., что бы они помогли ей. Парни подбежали и стали разнимать А. и С., и в это время А. упал на пол. Затем она увидела кровь на левом боку А., и его перенесли в зал, где она с Х. М. стали перевязывать А., а остальные ушли за фельдшером и за машиной.
Свидетель Х. М. показала, что Дата года в вечернее время она была с Шеметовым А., К. А. и Х. А. на кухне дома Шеметовых, где распивали спиртное. Когда в дом зашел Шеметов С. А. заругался на него, сказал ему идти спать и не мешать им сидеть, вышел из кухни в коридор и ударил С. рукой. К. А. с Х. А. также вышли в коридор и разняли их, после чего они вернулись в кухню, а С. вроде бы пошел в свою спальную комнату, находящуюся напротив кухни. Через некоторое время А. вновь вышел из кухни, и она увидела, что А. и С. в коридоре схватились руками друг за друга. Там же была Шеметова Г., которая крикнула К. А. и Х. А., чтобы они помогли разнять Шеметовых. Парни вышли в коридор, и что там происходило она не видела, так как оставалась на кухне. Затем она услышала шум падения и услышала крик Шеметовой Г., она вышла в коридор и увидела лежащего на полу А., на боку у которого была кровь.
Свидетель К. А. суду показал, что Дата года в вечернее время он был в доме соседей Шеметовых, где в кухне они сидели и распивали спиртное с Шеметовым А., Х. М. и Х. А. Шеметов С. был в спальной комнате напротив кухни. А. стал ругаться на С., а С. отвечал ему. После они вышли из своих комнат и в коридоре схватились друг за друга. Он с Х. А. вышли в коридор и разняли их, после чего С. снова ушел в спальню, а они вернулись на кухню. Через некоторое время А. снова стал ругать С. и С. также отвечал ему, после чего они снова вышли в коридор и А. схватил С. руками за шею и стали бороться. Шеметова Г. крикнула им, чтобы они разняли Шеметовых и они с Х. А. вышли в коридор, где он стал оттаскивать С. от А. После А. упал на пол и на боку у него была кровь. Затем он увидел, что Х. А. выдернул из руки С. нож и отбросил его в сторону кухни. С. снова ушел в спальню, и А. занесли в зал, где Шеметова Г. и Х. М. стала оказывать ему помощь.
Свидетель М. Р. показала, что она работает санитаркой приемного покоя Качугской ЦРБ, и Дата года около 22 часов был доставлен Шеметов А. с ножевым ранением в грудь, которого привезли фельдшер и двое мужчин. Она вызвала хирурга, и Шеметова А. увезли на операцию. Мужчины сказали, что пострадавшего ударил ножом брат, однако пострадавший сам затеял драку с братом.
Свидетель Д. Т. Показала, что Дата года около 19 часов 30 минут к ней домой пришел Шеметов С., который был в состоянии алкогольного опьянения. Шеметов С. сказал, что он убил своего брата и просил оказать ему помощь. Она пришла в дом Шеметовых, где на полу лежал Шеметов А. с колото-резаной раной с левой стороны груди. Шеметова А. она доставила в больницу п. Качуг. По дороге Шеметов А. говорил, что он подрался со своим братом.
Свидетель П. Т. суду показала, что Дата года были поминки ее отца. Около 15 часов пришел Шеметов С., который был у них примерно полтора часа и ушел с И. А. Спиртного он выпил немного.
Свидетель И. А. суду показал, что Дата года после поминок у П. они с Шеметовым С. пришли к нему домой и там выпили две бутылки водки на четверых человек. Около 19 часов он пошел спать, а Шеметов С. пошел домой.
В связи с неявкой в судебное заседание были оглашены показании свидетелей С. Н., К. А. и З. К., П. А.
Так, свидетель С. Н. показала, что она проживала с сестрой Д. Т., и Дата года около 20 часов к ним пришел Шеметов С., который был пьян и сказал, что зарезал своего брата. Они пришли в дом Шеметовых, где в зале на полу лежал Шеметов А.. Сестра сделала перевязку ему и увезла его в больницу (т.1 лд. 109-112).
Свидетель Х. А. показал, что Дата года он пришел в дом Шеметовых в период 17-18 часов. В кухне распивали спиртное Шеметов А., К. А. и Х. М. и он присоединился к ним. Шеметов С. находился в спальной комнате и спустя какое-то время попытался зайти в кухню. Шеметов А. вышел из кухни, и между ними возникла борьба. Шеметова Г. была рядом с ними. После он услышал, что Шеметов А. вскрикнул, и они с К. А. вышли в прихожую, где он увидел, что А. упал на пол, а в руке С. он увидел нож. Он выдернул нож из руки С. и бросил его под стол в кухню. После этого Шеметов С. вышел из дома. С левой стороны груди Шеметова А. текла кровь. Он пошел к П. А., чтобы вызвать «скорую помощь» (т.1 лд. 101-104).
Свидетель П. А. показал, что Дата года к нему пришел Х. А. около 20 часов и сказал, что Шеметов С. ножом порезал Шеметова А. и нужно вызвать «скорую помощь». Он попытался дозвониться до больницы, но не смог. Он вышел из дома и встретил К. А., который также рассказал, что Шеметовы поссорились и разошлись по комнатам, но затем Шеметов С. вернулся и ударил ножом Шеметова А.. Он на машине приехал в дом Шеметовых. Там он видел Шеметова С., на брюках у которого были капли крови. Шеметова Г. и Х. М. ругались на Шеметова С. и говорили ему, что он наделал. На своей машине он увез Шеметова А. в с. Верхоленск, откуда его на машине «скорой помощи» увезли в п. Качуг (т.1 лд 125-129).
Свидетель З. К. показал, что он работает участковым инспектором милиции. В целом семья Шеметовых характеризуется положительно, но они постоянно употребляли спиртные напитки. Между братьями иногда возникали ссоры, так как Шеметов А. ревновал Х. М. к Шеметову С.. Вечером Дата года ему сообщили, что Шеметов С. нанес ножевое ранение Шеметову А.. По приезду на место происшествия он опрашивал К. А., и тот сообщил, что между братьями возник конфликт, и Шеметов С. ударил ножом Шеметова А. (т. 1 лд 190-193).
Как следует из протокола осмотра места происшествия домовладение в Адрес, при входе в дом имеется прихожая, из которой справа имеется вход в спальную комнату, прямо вход в зал и налево - вход в кухню, из которой имеется проход в еще одну спальную комнату. На полу в зале, а также на кресле имеются следы бурого цвета. В кухне обнаружены два ножа, на одном из которых имеются пятна бурого цвета, похожие на кровь. (т. 1 лд 30-39).
При задержании Шеметова С. Дата года на его одежде, то есть джинсах и рубахе были обнаружены следы вещества бурого цвета, и данная одежда была изъята (т. 1лд. 61-65).
По заключению судмедэксперта от Дата года у Шеметова С. имелись повреждения в виде рвано-ушибленной раны 2 пальца левой кисти. Ссадины на верхних конечностях, туловище, которые образовались одновременно в короткий промежуток времени и могли быть причинены Дата года в период времени с 18 до 20 часов (т.2 лд 5-6).
Согласно заключения судмедэксперта от Дата года смерть Шеметова А. наступила от сочетанной травмы грудной клетки: проникающего колото-резаного ранения боковой поверхности грудной клетки слева, проникающего в левую плевральную полость с повреждением легкого слева, левостороннего гемоторакса 500 мл. жидкой крови в свертках, открытого перелома седьмого ребра слева, острой массивной кровопотери, декомпрессионного необратимого гемморрагического шока. Данные повреждения возникли незадолго до наступления смерти от однократного воздействия плоского колюще-режущего предмета, одна поверхность которого имеет острый режущий край. Данные повреждения составляют единый комплекс и относятся к причинившим тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. Кроме того, имеется колото-резаное ранение боковой поверхности грудной клетки слева с повреждением трапециевидной мышцы слева, открытый перелом (сгибательный) 4 ребра слева, также возникшие от однократного воздействия плоского, колюще-режущего предмета, одна поверхность которого имеет острый режущий край. Данные повреждения также составляют единый комплекс и по степени тяжести расцениваются, как причинившие средней тяжести вред здоровью по признаку расстройства здоровья более 3-х недель. Также имеется резаная рана ногтевой фаланги 4 пальца правой кисти, возникшая от однократного воздействия плоского колюще-режущего предмета, поверхность которого имеет острый режущий край, и расценивается, как причинившая легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком менее трех недель. На кистях рук, мягких тканях головы слева имеются ссадины, возникшие от воздействия тупого твердого предмета с ограниченной поверхностью, которые относятся к не причинившим вреда здоровью.
Все повреждения причинены в очень короткий промежуток времени. Повреждения в виде резаной раны пальца и ссадин могут являться следами борьбы (т.2 лд 12-16).
В ходе следствия проводилась судебно-биологическая экспертиза, по заключению которой на ноже, накидке с кресла и джинсах Шеметова С. обнаружена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего Шеметова А. и не могла от обвиняемого Шеметова С. (т.2 лд 21-25).
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в отношении Шеметова С. установила, что Шеметов С. каким-либо болезненным состоянием психики не страдал, а обнаруживает черты эмоционально-волевой неустойчивости в рамках личностных особенностей. В период, относящийся к инкриминируемым ему деяниям, он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По заключению психолога Шеметов С. в момент правонарушения не находился в состоянии физиологического аффекта и ни в каком ином эмоциональном состоянии, способном существенно повлиять на его сознание и поведение (т.2 лд 30-34).
Оценивая исследованные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что вина Шеметова С. в предъявленном ему обвинении нашла свое подтверждение, и действия его следует квалифицировать по ст. 105 ч. 1 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку. Хотя Шеметов С. показал в судебном заседании, что его брат, зайдя к нему в комнату, вел себя агрессивно, высказывал угрозы, схватил нож, который он отобрал, а затем пытался душить его, с силой сжимая руки на его шее, однако данную версию подсудимого, выдвинутую в судебном заседании, суд расценивает, как способ защиты, которая опровергается другими доказательствами по делу. Никто из свидетелей и потерпевшая, находящиеся в доме, не свидетельствовали о том, что Шеметов А. заходил в комнату Шеметова С., а наоборот К. А. и Х. А. показывают, что оба брата ссорились и вышли одновременно в прихожую между комнатой и кухней, где сцепились друг с другом. Данные свидетели и потерпевшая лишь указали, что зачинщиком конфликта, то есть ссоры и драки был Шеметов А. Суд не усматривает в действиях Шеметова А. насилия, опасного для жизни, либо угрозы применения такого насилия, так как каких-либо предметов в руках у него не было, согласно показаниям очевидцев. Согласно объективным доказательствам, то есть заключениям судмедэксперта, каких-либо повреждений на шее Шеметова С. не обнаружено. Рвано-ушибленная рана на пальце левой кисти, ссадины у Шеметова С., а также резаная рана пальца правой кисти и ссадины у Шеметова А. свидетельствуют об обоюдной борьбе между ними. Как пояснили свидетели П. А. и З. К., со слов К. А. им стало известно, что братья Шеметовы поссорились, и С. нанес ножевое ранение А. Непосредственно после случившегося Шеметов С. сообщил об этом свидетелям Д. Т. и С. Н., что также свидетельствует о том, что он осознавал факт умышленного нанесения им ножевых ранений Шеметову А. Об осознанности и умышленности действий Шеметова С. свидетельствует также заключение психолого- психиатрической экспертизы. У суда нет оснований не доверять заключениям экспертиз, проведенных по уголовному делу, которые выполнены профессиональными экспертами и объективно согласуются с другими доказательствами по делу. В судебном заседании установлен мотив действий Шеметова А., это его ревность и нежелание, чтобы Шеметов С. находился рядом с Х. М. В связи с этим он препятствовал нахождению Шеметова С. вместе с ними, а также нанес ему удар и вступал с ним в борьбу. Поэтому на тот период времени между братьями возникли неприязненные отношения, которые были очевидны для окружающих. Суд считает, что не установлен прямой умысел Шеметова С. на совершение убийства брата, однако, имея в руках нож и нанося им удары по телу Шеметова А., он сознательно допускал и эти последствия.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, который характеризуется положительно, ранее не судим.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Шеметову С., суд признает противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, совершение Шеметовым С. действий, направленных на заглаживание вреда, то есть вызов им фельдшера для оказания медицинской помощи потерпевшему, раскаяние Шеметова С. в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.
Учитывая влияние назначаемого наказания на исправление Шеметова С., условия его жизни и жизни его семьи, мнение его матери, которая потеряла двоих сыновей и в данное время проживает одна в преклонном возрасте в сложных условиях жизни в деревне, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания содеянному, суд считает, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено в размере минимальной санкции статьи Уголовного кодекса.
Руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Шеметова С. К. признать виновным в совершении преступления предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком в 6 лет с отбыванием в исправительной колонии строго режима.
Срок наказания Шеметову С.К. исчислять с Дата года. Меру пресечения осужденному до вступления приговора в силу оставить содержание под стражей.
Вещественные доказательства по делу: медкарту на имя Шеметова А. К. оставить при уголовном деле, а остальное - уничтожить по вступлению приговора в силу.
Приговор может быть обжалован в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения и в тот же срок осужденным со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий судья: С.В. Нечаев