Об обеспечении жилым помещением вне очереди.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

П. Качуг 1 июля 2011 года

Качугский районный суд в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н.,

при секретаре Туктаровой Н.А., с участием истца Рябовой А.А., представителя ответчика по доверенности Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябовой А. А. к администрации муниципального образования «Качугский район» об обеспечении жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Рябова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать администрацию Качугского района предоставить ей помещение на условиях социального найма.

В обоснование иска истец ссылается на то, что осталась в детстве без попечения родителей, воспитывалась опекуном. Поставлена на учет как оставшаяся без попечения родителей и не имеющая закрепленного жилья. До настоящего времени жильем не обеспечена, состоит в списке очередности по МО "Качугский район" среди указанной территории граждан, не имеющих закрепленного жилья. В настоящее время зарегистрирована Адрес, но фактически проживает в арендованном жилье в Адрес, где работает. Правовыми основаниями иска истцом указаны статьи 1, 2, 8 Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Закон Иркутской области « О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».

Рябова А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, ссылаясь в их обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Иванова Е.В, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца признала обоснованными и пояснила, что администрацией МО "Качугский район" Рябова А.А. поставлена на учет для получения вне очереди жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность требований истца, судом установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.

Рябова А.А. родилась Дата (паспорт). Она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в связи со смертью матери ( свидетельство о смерти) и нахождением отца в местах лишения свободы, а в последующем на лечении в психиатрической больнице ( сведения ИОПБ №). Воспитывала истца ее опекун - Г. Е. В.(постановление Саянской городской администрации от Дата №).

На основании распоряжения главы администрации Качугского сельского поселения от Дата, Рябова А.А. поставлена на регистрационный учет по внеочередному обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17 декабря 2009 г.) к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей,- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 г. N 50-ОЗ
"О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
на жилое помещение в Иркутской области" в Иркутской области предоставляются следующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.

Согласно части 1 статьи 3 указанного закона учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 127-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма"(с изменениями от 18 июня 2010 г.), для принятия на учет граждане обращаются с заявлением в органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области, осуществляющие ведение учета (далее - орган, осуществляющий ведение учета), по месту своего жительства.

Для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1-3,5-6, 10-12 статьи 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 г. N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области", детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и соответствующих документов. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с перечнем муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
по договорам социального найма в Иркутской области, утвержденным законом Иркутской области от 29 июня 2010 г. N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области", полномочиями по обеспечению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделено муниципальное образование «Качугский район».

Однако как видно из изложенного, обязанность администрации муниципального образования «Качугский район» по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Рябовой А.А., состоящей на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с Дата, в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, не исполнено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в заявленном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования истца Рябовой А. А. удовлетворить в полном объеме и обязать администрацию муниципального образования «Качугский район» обеспечить Рябову А. А., состоящую на учете детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди.

Взыскать с администрации муниципального образования «Качугский район» в пользу Рябовой А. А. госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Копия верна:

Судья: