Именем Российской Федерации П. Качуг 1 июля 2011 года Качугский районный суд в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н., при секретаре Туктаровой Н.А., с участием истца Рябовой А.А., представителя ответчика по доверенности Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябовой А. А. к администрации муниципального образования «Качугский район» об обеспечении жилым помещением, У С Т А Н О В И Л : Рябова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать администрацию Качугского района предоставить ей помещение на условиях социального найма. В обоснование иска истец ссылается на то, что осталась в детстве без попечения родителей, воспитывалась опекуном. Поставлена на учет как оставшаяся без попечения родителей и не имеющая закрепленного жилья. До настоящего времени жильем не обеспечена, состоит в списке очередности по МО "Качугский район" среди указанной территории граждан, не имеющих закрепленного жилья. В настоящее время зарегистрирована Адрес, но фактически проживает в арендованном жилье в Адрес, где работает. Правовыми основаниями иска истцом указаны статьи 1, 2, 8 Федерального Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Закон Иркутской области « О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма». Рябова А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, ссылаясь в их обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Иванова Е.В, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца признала обоснованными и пояснила, что администрацией МО "Качугский район" Рябова А.А. поставлена на учет для получения вне очереди жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Изучив материалы дела, проверив обоснованность требований истца, судом установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства. Рябова А.А. родилась Дата (паспорт). Она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, в связи со смертью матери ( свидетельство о смерти) и нахождением отца в местах лишения свободы, а в последующем на лечении в психиатрической больнице ( сведения ИОПБ №). Воспитывала истца ее опекун - Г. Е. В.(постановление Саянской городской администрации от Дата №). На основании распоряжения главы администрации Качугского сельского поселения от Дата, Рябова А.А. поставлена на регистрационный учет по внеочередному обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17 декабря 2009 г.) к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей,- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом. Согласно части 1 статьи 3 указанного закона учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 127-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма"(с изменениями от 18 июня 2010 г.), для принятия на учет граждане обращаются с заявлением в органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области, осуществляющие ведение учета (далее - орган, осуществляющий ведение учета), по месту своего жительства. Для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления. В соответствии с пунктами 1-3,5-6, 10-12 статьи 4 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 г. N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области", детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений уполномоченного органа. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом не позднее чем через 25 дней со дня подачи заявления и соответствующих документов. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров. Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. В соответствии с перечнем муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот Однако как видно из изложенного, обязанность администрации муниципального образования «Качугский район» по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Рябовой А.А., состоящей на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с Дата, в нарушение вышеперечисленных норм законодательства, не исполнено. На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в заявленном объеме. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования истца Рябовой А. А. удовлетворить в полном объеме и обязать администрацию муниципального образования «Качугский район» обеспечить Рябову А. А., состоящую на учете детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением вне очереди. Взыскать с администрации муниципального образования «Качугский район» в пользу Рябовой А. А. госпошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Копия верна: Судья:
"О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
на жилое помещение в Иркутской области" в Иркутской области предоставляются следующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
по договорам социального найма в Иркутской области, утвержденным законом Иркутской области от 29 июня 2010 г. N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области", полномочиями по обеспечению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделено муниципальное образование «Качугский район».