Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации П. Качуг 18 августа 2011 года Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Усольцевой Е.Г., с участием помощника прокурора Добротиной А.С., представителя ответчика Кожевниковой А.Н., действующей на основании Устава, начальника ОГИБДД МО МВД России-Качугский Фахертынова О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Бутаковскому сельскому поселению о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Качугского района обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой было установлено, что на территории Бутаковского сельского поселения на улицах Ш. и С. с.Бутаково на дороге выбоины, дорожное полотно просело, отсутствуют пешеходные тротуары и освещение, на примыкающих второстепенных дорогах улично-дорожной сети отсутствуют знаки «Уступите дорогу». Таким образом, указывает прокурор, нарушены Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающий на органы местного самоуправления осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог, дорожной деятельности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, а также Федеральный закон « О безопасности дорожного движения», определяющий правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Наличие вышеперечисленных нарушений законодательства создает угрозу аварий и дорожно- транспортного травматизма неопределенного круга лиц, в том числе, учащихся школы и детского сада, а также водителей и пешеходов. Кроме того, неисполнение вышеперечисленных законов подрывает авторитет государственной власти. Прокурор просит обязать Бутаковское сельское поселение устранить нарушения. На удовлетворении исковых требований в судебном заседании помощник прокурора Добротина А.С. настаивала по основаниям, изложенным в иске. Просила предоставить срок для исполнения обязанностей до Дата, а в части установления освещения до Дата. Представитель ответчика Бутаковского сельского поселения Кожевникова А.Н., действующая на основании Устава, в силу предоставленных полномочий исковые требования признала в полном объеме, однако заявила об отсутствии денежных средств в бюджете для исправления выявленных недостатков. Представитель третьего лица- начальник ОГИБДД МО МВД России-Качугский Фахертынов О.Р. исковые требования прокурора считаетподлежащими удовлетворению. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Дата в результате комплексной проверки ГАИ ОГИБДД ОВД по Качугскому району участка автомобильной дороги улично-дорожной сети Бутаковского сельского поселения, выявлено, что на улицах Ш. и С. с.Бутаково проезжая часть с гравийным покрытием имеет просадок, выбоины, отсутствуют освещение и пешеходные тротуары, на примыкающих второстепенных дорогах отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу». При рассмотрении дела в суде установлено и подтверждено показаниями сторон, актом контрольной проверки от Дата, что выявленные нарушения не устранены. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», граждане имеют право на охрану жизни, здоровья и имущества, защиту их прав и законных интересов, а общество и государство право- на защиту своих интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). При этом в соответствии с ч. 4 ст. 6 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального назначения). В соответствии с п.п. 6, 11 ст. 13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", органы местного самоуправления самостоятельноосуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждают нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного назначения и правил расчета размера ассигнования местного бюджета на эти цели. В соответствии со ст. 6 Устава Бутаковского сельского поселения, последнее осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организует освещение улиц. В соответствии с приказом Минтранса России от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", к содержанию автомобильных дорог относится: содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров; поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений, замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, установка недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов. В соответствии с пп. 3.1.1, 3.1.2, 4.1, 4.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кдхлк(-1)хм(-2) до не менее: 35 - для белого цвета, 20 - желтого, 6 - красного, 4 - зеленого, 2 - синего. Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кдхм(-2) не должна быть меньше: 90 - для белого и желтого цветов, 20 - зеленого, 10 - красного, 5 - синего. Яркость элементов черного цвета не должна превышать 4 кдхм(-2). Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток. Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки. В вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. следует проводить включение наружных осветительных установок. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Согласно п. 5.3.6 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 В соответствии с п. 10.2.3 ведомственных строительных норм ВСН 25-86 Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов системы Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации"). Таким образом, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, доводы представителя ответчика о невозможности устранения нарушений в связи с отсутствием финансирования не состоятельны. Судом установлено, что в с. Бутаково на улице С. и улице Ш. дороги не оборудованы освещением, тротуарами, не проведены ремонтные работы с целью ликвидации выбоин, просадок дорожного полотна, отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу», и указанные обстоятельства, не оспариваются и признаются ответчиком. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Обращение прокурора с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц оправдано, поскольку наличие вышеперечисленных нарушений законодательства создает угрозу аварий и дорожно- транспортного травматизма неопределенного круга лиц, в том числе водителей и пешеходов. На основании ст. 206 ГПК РФ, учитывая необходимость временных затрат для исполнения решения суда, суд считает возможным определить срок исполнения решения до Дата, а в части возложения обязанности по оборудованию улиц освещением-до Дата. В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Качугского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Бутаковскому сельскому поселению о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить в полном объеме. Обязать Бутаковское сельское поселение на улицах Ш. и С. с. Бутаково: произвести ремонтные работы с целью ликвидации выбоин, просадок дорожного полотна в соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 в срок до Дата; оборудовать пешеходные тротуары в соответствии с п. 10.2 ВСН 25-86 в срок до Дата; оборудовать освещение в соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 в срок до Дата; на примыкающих второстепенных дорогах улично-дорожной сети установить знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу» в соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 50597-93, п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004 в срок до Дата. Взыскать с Бутаковского сельского поселения в федеральный бюджет госпошлину в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней. Копия верна: Судья: Подлинник решения подшит к материалам гражданского дела № Качугского райсуда. Решение не вступило в законную силу Дата. Судья: Секретарь:
"Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст), знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы.
"Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (утв. Минавтодором РСФСР 29 января 1986 г.), для повышения безопасности движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.