РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Качуг 10 октября 2011года Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующей федерального судьи Поповой О.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пивоваровой Ю.С., с участием помощника прокурора Карнауховой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Качугского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Карлукского муниципального образования о прекращении деятельности и освобождении земельных участков, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Качугского района действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Карлукского муниципального образования прекратить деятельность муниципального образования по размещению бытовых отходов и мусора на следующих земельных участках: на земельном участке, расположенном рядом с селом Карлук с правой стороны дороги Качуг - Карлук, общей площадью 10000 кв.м., на земельном участке, расположенном с западной стороны деревни Аргун, в 500 м. от производственной базы ООО «Аргунское», общей площадью 10000 кв.м. Возложить обязанность на муниципальное образование освободить указанные земельные участки от бытовых отходов и мусора и восстановить нарушенное право Российской Федерации. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Прокуратурой Качугского района в порядке требований статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в марте 2011 года совместно с представителями Качугского отдела Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии проведена плановая проверка по соблюдению Карлукским муниципальным образованием земельного законодательства при размещении мест складирования мусора и бытовых отходов, с целью их дальнейшей утилизации. В ходе проверки установлено следующее. В границах земель населенных пунктов рядом с селом Карлук и деревней Аргун, входящих в состав Карлукского муниципального образования, находятся земельные участки, общей площадью 20000 кв.м., используемые администрацией Карлукского муниципального образования в ходе исполнения полномочий, предусмотренных пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 18 части 1 ст. 6 Устава Карлукского муниципального образования для складирования вывезенного с территорий указанных населенных пунктов мусора и бытовых отходов, с целью их дальнейшей утилизации, а именно: - земельный участок в границах земель населенных пунктов рядом с селом Карлук с правой стороны автодороги Качуг-Карлук, общей площадью 10000 кв.м.; - земельный участок в границах земель населенных пунктов с западной стороны деревни Аргун, в 500 м. от производственной базы ООО «Аргунское», общей площадью 10000 кв.м.. Земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации), что оформляется договорами купли-продажи, аренды и решениями муниципального органа в соответствии с нормами гражданского законодательства. Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Согласно требованиям пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого, места (п. 3.1. раздела 3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88). Кроме этого, создание объектов размещения отходов с целью их дальнейшей утилизации в силу требования статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является исключительной компетенцией муниципального района Статьёй 12 ч.ч. 1,2,6,7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в реестр размещения отходов. На момент проведения проверки установлено, что указанные выше земельные участки являются государственной собственностью. Документы на земельные участки, используемые Карлукским муниципальным образованием под размещение указанных свалок, у поселения отсутствуют. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении самих объектов размещения отходов (свалок), на указанные объекты отсутствуют специальные разрешения, объекты не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (нарушено требование ч. ч. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По факту нарушения земельного законодательства в отношении ранее занимавшего пост главы Карлукского муниципального образования С. Л. И.вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Постановлением о назначении административного наказания от Дата заместителя главного государственного инспектора Качугского района по использованию и охране земель виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 1000 рублей. По состоянию на Дата нарушения законодательства Карлукским муниципальным образованием не устранены, о чем свидетельствует объяснение ранее занимавшего пост главы Карлукского муниципального образования С. Л. И.. Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст.3 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии со ст.10 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17 Конституции Российской Федерации). Таким образом, допущенные Карлукским муниципальным образованием нарушения закона в виде самовольного занятия земельных участков свидетельствует о нарушении права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, а также о нарушении интересов Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым. Кроме этого, несанкционированная эксплуатация объектов размещения отходов создает угрозу нарушения конституционных права граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Карнаухова А.В. исковые требования прокурора района поддержала, в обоснование которых привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Ответчик администрация Карлукского муниципального образования в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования признали. Заслушав помощника прокурора Карнаухову А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно акту проверки Качугского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата установлено, что в границах земель населенных пунктов рядом с селом Карлук и деревней Аргун, входящих в состав Карлукского муниципального образования, находятся земельные участки, общей площадью 20000 кв.м., используемые администрацией Карлукского муниципального образования в ходе исполнения полномочий, предусмотренных пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 18 части 1 ст. 6 Устава Карлукского муниципального образования для складирования вывезенного с территорий указанных населенных пунктов мусора и бытовых отходов, с целью их дальнейшей утилизации, а именно: - земельный участок в границах земель населенных пунктов рядом с селом Карлук с правой стороны автодороги Качуг-Карлук, общей площадью 10000 кв.м.; - земельный участок в границах земель населенных пунктов с западной стороны деревни Аргун, в 500 м. от производственной базы ООО «Аргунское», общей площадью 10000 кв.м.. По сообщению Качугского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, указанные земельные участки на кадастровом учете не стоят, межевание не проходили, правоустанавливающих документов не имеют и являются государственной собственностью. Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу для его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случаях самовольного занятия земельного участка. В силу ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд считает, что в данном случае следует принять признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Принять признание иска ответчиком. Исковые требования прокурора района удовлетворить. Прекратить деятельность Карлукского муниципального образования по размещению бытовых отходов и мусора на следующих земельных участках: на земельном участке, расположенном рядом с селом Карлук с правой стороны дороги Качуг - Карлук, общей площадью 10000 кв.м., на земельном участке, расположенном с западной стороны деревни Аргун, в 500 м. от производственной базы ООО «Аргунское», общей площадью 10000 кв.м. Возложить на Карлукское муниципальное образование обязанности в срок до Дата восстановить нарушенное право Российской Федерации на следующих земельных участках: на земельном участке, расположенном рядом с селом Карлук с правой стороны дороги Качуг - Карлук, общей площадью 10000 кв.м., на земельном участке, расположенном с западной стороны деревни Аргун, в 500 м. от производственной базы ООО «Аргунское», общей площадью 10000 кв.м., путем освобождения указанных земельных участков от бытовых отходов и мусора. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней. Судья: подпись Копия верна: