Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации П. Качуг 23 января 2012 года Качугский районный суд в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н., при секретаре Туктаровой Н.А., с участием помощника прокурора Качугского района Добротиной А.С., представителя ответчика МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная школа К. М. А., представителя ответчика МБУЗ «Качугская ЦРБ» В. В. Н., представителя ответчика администрации муниципального района «Качугский район» К. Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная школа (далее-школа) о возложении обязанности предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, к МБУЗ «Качугская ЦРБ» о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в предоставленном помещении образовательного учреждения, к администрации муниципального района «Качугский район» о возложении обязанности произвести финансирование на мероприятия по оборудованию медицинского кабинета в школе для работы медицинских работников, финансирование МБУЗ «Качугская ЦРБ» на мероприятия по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в помещении школы, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Качугского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований прокурор указал, что в результате проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, в школах выявлены нарушения федерального закона «Об образовании». Так, согласно ч. 1, ч. 4 ст. 51 указанного закона, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Кроме того, п.11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусматривает, что во всех образовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. Однако в нарушение указанных норм, в школе кабинет для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи ученикам, оснащенный мягким и твердым инвентарем и оборудованием, медикаментами и канцелярскими принадлежностями учреждению здравоохранению не представлен. Медицинскую деятельность в школе осуществляет МБУЗ «Качугская ЦРБ» на основании договора оказания услуг. Прокурор просить устранить данное нарушение путем возложения на школу обязанности по предоставлению помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а именно помещение соответствующее лицензионным требованиям. Вместе с тем, указывает прокурор, оказание медицинской деятельности в помещении школ, требует лицензирования. Так, в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление доврачебной медицинской деятельности подлежит лицензированию. При этом лицензионным требованием является наличие у соискателя принадлежащих ему на законном основании помещений, оборудования и медицинской техники, необходимой для выполнения работ. Учитывая, что медицинские кабинеты в школе не предоставлены МБУЗ «Качугская ЦРБ», последнее не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности в этом кабинете. На основании изложенного, прокурор просит обязать МБУЗ «Качугская ЦРБ» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в предоставленном помещении образовательного учреждении. Далее прокурор указывает, что организация общего образования, относящаяся к вопросам местного значения, исполняется за счет средств местного бюджета (ст. 15, ст. 18 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Ссылаясь на ст. 15, ст. 70 Бюджетного Кодекса РФ, предусматривающих обеспечение выполнение функций бюджетных учреждений за счет местного бюджета, прокурор указывает, что администрация муниципального района «Качугский район» обязана произвести финансирование школы и МБУЗ «Качугская ЦРБ» на мероприятия по оборудованию медицинского кабинета, и получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в предоставленном помещении образовательных учреждений. Обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних прокурор мотивировал нарушением права учащихся на условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья при отсутствии в школах помещения для медицинских работников, избрав способом защиты прав присуждение исполнения обязанности в натуре. В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования к школе и просил обязать школу предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а именно помещение соответствующее лицензионным требованиям, а именно соответствующее требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В судебном заседании помощник прокурора Добротина А.С. просила удовлетворить исковые требования прокурора по основаниям, изложенным в иске. Представитель школы - заведующая К. М. А., действующая на основании Устава, исковые требования прокурора не признала, и суду пояснила, что в школе обучается 18 человек, медицинское обслуживание которых осуществляется на базе фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в 150 метрах от здания школы. В школе же выделение медицинского кабинета не возможно, поскольку нет свободных помещений. При удовлетворении исковых требований потребуются значительные финансовые затраты для строительства дополнительного помещения под медицинские кабинеты. Представитель МБУЗ «Качугская ЦРБ» В. В. Н., действующий на основании Устава, исковые требования прокурора об обязывании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в предоставленных школами помещениях не признал и пояснил, что в настоящее время медицинское обслуживание детей в школах осуществляется МБУЗ «Качугской ЦРБ» на основании договоров оказания услуг на базе ФАП. Такой порядок удовлетворяет потребностям населения и не противоречит закону. Обязывание лицензировать медицинскую деятельность в школах повлечет необходимость выделения МБУЗ «Качугской ЦРБ» новой ставки медработника, в то время как, и в ФАП не хватает медицинских работников. Представитель администрации муниципального района «Качугский район» К. Е. В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора об обязывании профинансировать мероприятия по оборудованию медицинских кабинетов для медицинских работников и лицензированию медицинской деятельности в предоставленных помещениях не признала, сославшись на СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" предусматривающий возможность оказания медицинских услуг в сельских школах на базе ФАП. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, установил следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 51 федерального закона «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. На основании ч. 4 указанной статьи, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Данным положениям закона корреспондирует п. 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, указывающего, что во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. Согласно п. 4.21 указанного СанПиН, в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 и длиной не менее 7,0 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0. В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. В соответствии с Уставом МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная школа, последняя расположена Адрес и является юридическим лицом, реализующим основную общеобразовательную программу. При этом деятельность школы направлена на создание условий, гарантирующих общедоступность и бесплатность начального общего образования в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся. Из договора о совместной деятельности школы и Качугской ЦРБ от Дата следует, что лечебное учреждение осуществляет медицинское обслуживание воспитанников, а образовательное учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников., при этом образовательное учреждение обязано создать условия для организации и осуществления лечебным учреждением медицинской деятельности, предоставив лечебному учреждению помещение, расположенное в здании школы, площадью 140 кв.м. в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, требованиям санитарно-эпидемиологических правил СанПин 2.4.1.260-10. Давая оценку изложенному, разрешая требование прокурора к школе об обязывании предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а именно помещение соответствующее лицензионным требованиям, а именно соответствующее требованиям СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Законом «об образовании» на учреждения образования в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, возложена обязанность по предоставлению помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Данная норма не конкретизирована, и для ее применения требуется обращение к СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, который в том числе, устанавливает санитарно- эпидемиологические требования к организациимедицинского обслуживания учащихся во всех общеобразовательных учреждениях. Пунктом 4.21 указанного СанПин, предусмотрено, что в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, однако в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Из договора о совместной деятельности школы и Качугская ЦРБ следует, что медицинское обслуживание обеспечивается медицинским персоналом Качугская ЦРБ, при этом образовательное учреждение обязано создать условия для организации и осуществления лечебным учреждением медицинской деятельности, предоставив лечебному учреждению помещение, расположенное в здании школы. МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная школа расположена в сельской местности, причем количество обучающихся детей невелико - 18 человек. Медицинское обслуживание детей производится, как пояснили стороны, на базе существующего в селе ФАП (фельдшерско-акушерском пункте), имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности. Медицинские манипуляции производятся фельдшером в помещении ФАП, кроме того, фельдшеру при необходимости представляют помещение в школе, с фельдшером связываются при заболевании детей. Суд полагает, что действующий порядок оказания медицинской помощи в сельской местности на базе фельдшерско-акушерских пунктов, предусмотренный СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не противоречит ч.4 ст. 51 федерального закона «Об образовании», а раскрывает порядок организации медицинского обслуживания в сельской школе. Причем такой порядок оказания медицинской помощи учащимся на фельдшерско-акушерских пунктах с учетом небольшого количества учащихся, отсутствия свободных площадей в малокомплектной сельской школе, является правильным, целесообразным и в полной мере обеспечивает охрану здоровья обучающихся. Притом, что суд не усматривает при организации медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах нарушения права учащихся сельских школ на учебу в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, удовлетворение требования прокурора об обязывании школы предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников является невозможным, поскольку восстановление ( защита) не нарушенного права невозможно. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования прокурора. При отсутствии оснований к удовлетворению требования о предоставлении помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а именно помещение соответствующее лицензионным требованиям, а именно соответствующего требованиям СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», у суда нет оснований для обязывания МБУЗ «Качугская ЦРБ» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в предоставленном помещении образовательного учреждения. Кроме того, учитывая, что условием получения лицензии, в силу ст. 8 федерального закона «о лицензировании отдельных видов деятельности», п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года, является наличие у соискателя принадлежащих ему на законном основании помещений, оборудования и медицинской техники, необходимой для выполнения работ, при отсутствии у образовательного учреждения помещений, требование к МБУЗ «Качугская ЦРБ» об обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в помещении школы лишено правовой состоятельности. При отсутствии оснований к удовлетворению требования о предоставлении помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а именно помещение соответствующее лицензионным требованиям, а именно соответствующего требованиям СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», у суда нет оснований и для обязывания администрации муниципального района «Качугский район» профинансировать мероприятия по оборудованию медицинского кабинета в школах для работы медицинских работников, по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в помещениях школы. Кроме того, в силу ст. 120 ГК РФ, казенные учреждения, коими являются ответчики, сами отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. На собственника его имущества (муниципальное образование «Качугский район») по обязательствам такого учреждения может быть возложена субсидиарная ответственность только в случае недостаточности денежных средств учреждения. Обратившись в защиту права неопределенного круга лиц несовершеннолетних на учебу в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья, прокурор не учел, что такой способ защиты как обязывание администрации муниципального района «Качугский район» осуществить финансирование за счет бюджета законом не предусмотрен, и ссылка на ст. 12 ГК РФ, является безосновательной. Согласно ст. 52 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В силу ст. 171 Бюджетного Кодекса РФ, составление местного бюджета является исключительной компетенцией муниципального образования. Изложенное приводит суд к выводу о том, что требование о возложении обязанности финансировать мероприятия по организации медицинского обслуживания в школе, противоречит принципам, установленным ст.ст. 10, 12 Конституции РФ, согласно которым государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и каждая из указанных ветвей самостоятельна и не может вмешиваться в компетенцию другой власти, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и, следовательно, суд не вправе решать вопросы финансирования, являющейся исключительной компетенцией местных органов власти. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних к МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная образовательная школа о возложении обязанности предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, к МБУЗ «Качугская ЦРБ» о возложении обязанности получить лицензию в предоставленном помещении образовательного учреждения, к администрации муниципального района «Качугский район» о возложении обязанности произвести финансирование МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная школа на мероприятия по оборудованию медицинского кабинета школ для работы медицинских работников, финансирование МБУЗ «Качугская ЦРБ» на мероприятия по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в помещении МКОУ Аргунская начальная общеобразовательная школа, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: