П О С Т А Н О В Л Е Н И Е п. Качуг 20 июня 2012 года Судья Качугского районного суда Иркутской области Бутырина Н.Н., рассмотрев материалы административного дела о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Качугская центральная района больница (далее- Качугская ЦРБ), У С Т А Н О В И Л : Согласно Уставу Качугская ЦРБ является муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения, с правами юридического лица, проводящее лечебно-профилактические, диагностические и оздоровительные мероприятия. Учреждение в своем составе имеет обособленные подразделения без права юридического лица, в том числе родильное отделение. Медицинскую деятельность Качугская ЦРБ осуществляет на основании лицензии № от Дата. Дата специалистом территориального отдела управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Качугском и Жигаловском районах по требованию прокуратуры в результате проверки соблюдения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства при проведении ремонта в Качугской ЦРБ выявлены факты нарушения положений Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации (далее - Сан-Пин 2.1.3.2630-10) в родильном отделении. Так, в нарушение п. 11.22 указанного СанПин, предусматривающего прекращение функционирование помещений в период проведения текущего или капитального ремонта, либо в случае необходимости проведения ремонта в действующем здании проведение ремонтных работ при обеспечении надежной изоляции функционирующих помещений (в том числе технических) от ремонтируемых, работа родильного отделения не приостанавливалась, в палатах родильного отделения размещены 3 беременных женщины и 6 родильниц. В нарушение п. 1.7, возлагающего на администрацию учреждения организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами,в родильном отделении, которые относятся к помещениям класса чистоты «А» и «В», т.е. особо чистым и чистым, соответственно, микробиологические и санитарно-химические исследования воздуха не проводятся, на ремонте рабочие, не относящиеся к персоналу родильного отделения, и соответственно не прошедшие обследование, как персонал отделения. По выявленным фактам нарушения прокурором Качугского района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. В судебном заседании главный врач Качугской ЦРБ суду изначально пояснил, что ремонт в родильном отделении не проводился. После исследования письменных материалов, и показаний представителя Роспотребнадзора Ф. А., подтвердившего факт проведения ремонта в действующих палатах родильного отделения, с доводами прокурора согласился и подтвердил, что в отделениях Качугской ЦРБ, в том числе родильном отделении с Дата проводится капитальный ремонт. В действующем родильном отделении на момент проверки, рабочие убирали дверные проемы в палатах, линолеум, которые затем складировали в коридоре родильного отделения. Вина Качугской ЦРБ в осуществлении медицинской деятельности с грубым нарушением требований лицензии подтверждается следующими материалами дела: - постановлением прокурора Качугского района о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ от Дата, согласно которому Качугская ЦРБ в родильном отделении нарушила п. 11.22 СанПин, не прекратив работу родильного отделения, и разместив в палатах во время ремонта 9 женщин, п. 1.7 КоАП РФ, не проводя во время ремонта микробиолигисекие и санитарно-химические исследования воздуха, и разместив в родильном отделении рабочих, которые не проходят обследований, как персонал родильного отделения, п.п. 3.3.2, 10.6.2 и 10.6.3 СанПин, в связи с совместным размещением в двух палатах 6 матерей и трех беременных женщин; -актом внеплановой выездной проверки Качугской ЦРБ территориального отела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Качугском и Жигаловском районе № от Дата, проведенной на основании распоряжения начальника территориального отела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Качугском и Жигаловском районе от Дата по требованию прокурора о проведении проверки, согласно которому Дата в родильном отделении Качугской ЦРБ было выявлено нарушение п. 3.3.2, 10.6.2 и 10.6.3 СанПин в связи с совместным размещением в двух палатах 6 матерей и трех беременных женщин, нарушение п. 11.22 СанПин при размещении в коридоре родильного отделения строительных материалов, проведения замены дверных проемов в двух палатах отделения; нарушение п. 1.7 СанПин при нахождении проводящих ремонт рабочих, не относящихся к персоналу и не проходящих обследования для персонала, и не проведении микробиологических и санитарно-химических исследований воздуха. -протоколами лабораторных испытаний в родильном отделении от Дата, Дата, Дата, Дата, Дата, Дата, согласно которых в Дата микробиологические исследования родильного отделения не проводились. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что вина Качугской ЦРБ нашла свое полное подтверждение, и его действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 19. 20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, когда такая лицензия обязательна. Так, в соответствии со п. 46 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Условия и требования, выполнение которых необходимо для лицензиата при осуществлении медицинской деятельности, на момент проверки были предусмотрены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30. Одним из условий и требованием- подпунктом «ж» пункта 5 Положения, предусмотрено соблюдение лицензиатом санитарным правил при осуществлении им медицинской деятельности. Нарушение санитарных правил оценивается как грубое нарушением лицензионных требований и условий, что прямо предусмотрено п. 5 названного Положения. Однако и этим нормативным актом факт несоблюдения организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, санитарно-эпидемиологических требований, при наличии угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, квалифицируется как грубое нарушение лицензионных требований и условий. Так, согласно п.п.б п. 5 названного Положения, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является среди прочего, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. В соответствие со ст. 87 федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется, в том числе, путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации. Соответственно, организация, осуществляющая медицинскую деятельность на основании лицензии, обязана соблюдать требования к осуществлению медицинской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Ст. 11 федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязывает юридические лица выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу ст. 24 указанного закона, юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, определены в СанПин 2.1.3.2630-10, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации. В случае несоблюдения данных норм и наличия угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, законодательством предусмотрена ответственность. Несоблюдение лицензиатом Качугской ЦРБ требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а именно нарушение п.п. 1.7, 11.22 указанного СанПин, о чем свидетельствует отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в функционирующем родильном отделении, которые относятся к категории особо чистых и чистых, где проводится ремонт и находятся посторонние лица, несомненно создает угрозу для жизни и здоровью новорожденных детей и их матерей, что позволяет оценить нарушением лицензионных требований как грубые. Вместе с тем, подлежит исключению из объема вмененного вину прокурором Качугской ЦРБ совместное нахождение в палатах матерей и беременных женщин, обоснованное нарушением п. 3.3.2, 10.6.2 и 10.6.3 СанПин, поскольку данные нормы СанПин регламентируют порядок пребывания родильниц и новорожденных и не запрещают совместное размещение матерей и беременных женщин. Кроме того, п.3.3.2 в общей главе Санпина не определен. Оснований для освобождения юридического лица от ответственности в силу малозначительности, крайней необходимости не имеется. Обращаясь к вопросу о виде и размере наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, исхожу их того, что выявленное правонарушение является по характеру грубым, поскольку нарушенные лицензионные требования и условия, по сути, являются основополагающими при осуществлении медицинской деятельности; учитываю отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность; учитываю имущественное положение юридического лица. Выявленные нарушения требуют применения административного приостановления деятельности в виде приостановления медицинской деятельности в родильном отделении (прекратив доступ персонала и пациентов), поскольку менее строгий вид наказания в виде штрафа не сможет обеспечить предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами в свете ст.3.1 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10. КоАП РФ, Постановил: Признать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Качугская центральная районная больница виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20. КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления медицинской деятельности в родильном отделении, прекратив доступ врачей и пациентов сроком на 90 суток. Разъяснить, что юридическое лицо вправе обратиться с ходатайством о прекращении исполнения деятельности при устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления деятельности. Постановление подлежит исполнению немедленно. Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток. Копия верна: Судья: