Дело № 2-934/2010 Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2010 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Козловой А.В. с участием пом. прокурора гор. Качканар Мирошник П.А. при секретаре Захаровой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-934/2010 по иску прокурора гор. Качканар в интересах Попыриной ФИО9 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, У с т а н о в и л : В Качканарский городской суд обратился прокурор гор. Качканар в интересах Попыриной Т.И. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Попыриной Т.И. Прокурор свои требования мотивировал тем, что Попырина Т.И. лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать и отец ФИО5 и ФИО10 лишены родительских прав решением Качканарского городского суда от 22 ноября 2002 года. Попырина Т.И. передавалась под попечительство ФИО7, затем в приемную семью на основании постановлений Главы Качканарского городского округа от 15.07.2003 г. № 642 и от 03.04.2006г.№ 239. На основании постановления Главы Качканарского городского округа от 08.07.2008г. № 865 Попырина Т.И. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет во внеочередной список очередности граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижению совершеннолетия Попырина жильем обеспечена не была. Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить Попырину Т.И. жилым помещением не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в Качканарском городском округе, путем выделения денежных средств на покупку (приобретения) жилья в порядке, установленном п.3 и п.5 постановления правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-пп; обязать Администрацию Качканарского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Попыриной Т.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по договору социального найма. В судебном заседании пом. прокурора гор. Качканар Мирошник П.А. исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их. Требования уточнил и просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в гор. Качканаре Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Попыриной ФИО12 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Обязать Администрацию Качканарского городского округа заключить с Попыриной ФИО13 договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. Суду пояснил, что Попырина относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению ею возраста 18 лет последняя не была обеспечена жилым помещением, вместе с тем, постановлением Главы Качканарского городского округа от 08.07.2008 года была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании Попырина Т.И. исковое заявление прокурора гор. Качканар поддержала и суду пояснила, что до недавнего времени продолжала проживать у приемного родителя, но в настоящий момент проживает у подруги, другое жилье у нее отсутствует. Зарегистрирована она в комнате в общежитии вместе с братом. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержаний просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указывают, что обеспечение жильем Попыриной при условии постановки ее на учет в администрации муниципального образования, в качестве нуждающейся в жилье, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика Администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержащий просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указали, что заключение договора социального найма с гражданами, оставшимися без попечения родителей Администрацией возможно только при передаче соответствующих полномочий. Представитель третьего лица - территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Качканару Кюйц Н.А., действующая на основании письменной доверенности, исковые требования прокурора гор. Качканар поддержала и суду пояснила, что Попырина относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению возраста 18 лет не была обеспечена жилым помещением, в настоящее время проживать Попыриной негде. Представители третьих лиц – Министерство финансов Свердловской области; Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились, от министерства финансов Свердловской области, Свердловского государственного учреждения «Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» поступили письменные отзывы, содержащие просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителей. Министерство финансов Свердловской области указывает, что в предоставлении жилья детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей не участвует, данное полномочие не входит в его компетенцию. Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» указывает, что отсутствует спор, поскольку Попыриной в предоставлении жилья не отказывалось. Суд учитывая мнение пом. прокурора Мирошник, истца Попыриной Т.И., представителя третьего лица – УСЗН в гор. Качканаре Кюйц Н.А., надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Суд, выслушав пом. прокурора гор. Качканар Мирошник П.А., истца Попырину Т.И., представителя третьего лица УСЗН в гор. Качканаре Кюйц Н.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что родители истца Попыриной Т.И. лишены родительских прав решением Качканарского городского суда от 22 ноября 2002 года, постановлением Главы Администрации г. Качканара № 642 от 15 июля 2003 года Попырина Т.И. передана под попечительство ФИО7 (л.д.6). Постановлением Главы Качканарского городского округа № 239 от 03 апреля 2006 года ФИО7 назначена приемным родителем Попыриной Т.И. (л.д.7). Постановлением Главы Качканарского городского округа № 865 от 08.07.2008г. Попырина Т.И. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указано, что зарегистрирована по адресу: <адрес> в комнате в общежитии, по регистрации 3 человека, фактически проживает у приемных родителей в <адрес>. (л.д.8). Таким образом, Попырина Т.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения ею совершеннолетнего возраста ее родители лишены родительских прав на основании решения суда. Закрепленного жилья за Попыриной Т.И. не имеется, последняя поставлена на учет и включена во внеочередной список на получение жилой площади. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с решением Качканарской Городской Думы от 27 октября 2005 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Качканарского городского округа, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма в размере 20-33 кв.м. для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры. Таким образом, установлено, что Попырина Т.И. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, достигла совершеннолетнего возраста, до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 319 370 тыс. руб. в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п. 12 указанного порядка распределение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и только после распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В связи с вышеизложенным, именно на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должны быть возложены вышеуказанные обязанности в соответствии с его полномочиями, предусмотренными указанным Порядком. Доводы о нарушении предоставлением жилья истцу Попыриной права на внеочередное предоставление жилья другим гражданам, включенных в список ранее Попыриной, являются несостоятельными. Для данной категории граждан закон не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, граждане указанной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) и обеспечиваются жильем вне очереди (ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Доводы ответчика Администрации Качканарского городского округа о том, что заключение договора социального найма с гражданами, оставшимися без попечения родителей возможно только при передаче соответствующих полномочий также несостоятельны, поскольку п.8 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оставшихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора гор. Качканар в интересах Попыриной ФИО14 удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Попыриной ФИО15 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Обязать Администрацию Качканарского городского округа заключить с Попыриной ФИО16 договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова