Полный текст решения изготовлен 10 января 2011года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 декабря 2010 года Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кукорцева Т.А. с участием помощника прокурора гор. Качканар Кадушкина И.Н. при секретаре Алексеевой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора гор. Качканар в интересах Черепанова ФИО9 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, у с т а н о в и л : В Качканарский городской суд обратился прокурор гор. Качканар в интересах Черепанова В.В. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Черепанову В.В. Прокурор свои требования мотивировал тем, что Черепанов В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать Замураева М.В. умерла, отец Черепанов В.В. дал согласие на учреждение опеки. С ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Черепановым В.В. учреждена опека постановлением главы администрации г. Качканара, опекуном назначена Смирнова Л.А. На основании постановления Главы Качканарского городского округа от 18.07.2008г. № 865 Черепанов В.В. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижению совершеннолетия Черепанову В.В. жилье предоставлено не было. Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить Черепанова В.В. жилым помещением не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в Качканарском городском округе, путем выделения денежных средств на покупку (приобретения) жилья в порядке, установленном п.3 и п.5 постановления правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-пп; обязать администрацию Качканарского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Черепанову В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора гор. Качканар Кадушкин И.Н. исковые требования уточнил и просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в гор. Качканаре Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Черепанова В.В. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Он просил обязать администрацию Качканарского городского округа заключить с Черепановым В.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение. Он указал, что Черепанов В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению ею возраста 18 лет он не был обеспечен жилым помещением, хотя постановлением Главы Качканарского городского округа от 18.07.2008г. был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебное заседание Черепанов В.В. не явился в связи с тем, что призван на военную службу с 26.10.2010г. В направленном в адрес прокурора заявлении указал, что своего жилья не имеет. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, где просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из отзыва следует, что обеспечение жильем Черепанова В.В. при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования в качестве нуждающегося в жилье будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва следует, что обеспечение граждан, оставшихся без попечения родителей, не является полномочием администрации, заключение договора социального найма администрацией возможно только при передаче соответствующих полномочий. Кюйц Н.А., представитель Управления социальной защиты населения по г. Качканару считает требование прокурора обоснованным, поскольку Черепанов В.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в нарушение законодательства жильем обеспечен не был. Представители третьих лиц – Министерства финансов Свердловской области; Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились, от Министерства финансов Свердловской области, Свердловского государственного учреждения «Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» поступили письменные отзывы, содержащие просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителей. Министерство финансов Свердловской области указывает, что в предоставлении жилья детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей не участвует, данное полномочие не входит в его компетенцию. Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» указывает, что отсутствует спор, поскольку Черепанову В.В. в предоставлении жилья не отказывалось. Суд, учитывая мнение прокурора, а также поступившие в суд отзывы, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав прокурора, представителя отдела опеки, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что мать Черепанова В.В. умерла, отец с сыном не проживал, дал согласие на учреждение опеки. Постановлением главы администрации г. Качканара № 743 от ДД.ММ.ГГГГ. над Черепановым В.В. учреждена опека, опекуном назначена бабушка Смирнова Л.А. Постановлением Главы Качканарского городского округа от 08.07.2008г. № 865 Черепанов В.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из постановления следует, что он зарегистрирован по адресу: г. Качканар, <адрес> (комната в общежитии). Закрепленной жилой площади не имеет (л.д. ). Таким образом, Черепанов В.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения им совершеннолетнего возраста его мать умерла, а отец с ребенком не проживал, воспитанием сына не занимался. Закрепленного жилья за Черепановым В.В. не имеется, последний поставлен на учет и включен во внеочередной список на получение жилой площади. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с решением Качканарской Городской Думы от 27 октября 2005 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Качканарского городского округа, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма в размере 20-33 кв.м. для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры. Таким образом, установлено, что Черепанов В.В. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, достиг совершеннолетнего возраста, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 319 370 тыс. руб. в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п. 12 указанного порядка распределение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и только после распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В связи с вышеизложенным, именно на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должны быть возложены вышеуказанные обязанности в соответствии с его полномочиями, предусмотренными указанным Порядком. Доводы ответчика Администрации Качканарского городского округа о том, что заключение договора социального найма с гражданами, оставшимися без попечения родителей возможно только при передаче соответствующих полномочий также несостоятельны, поскольку п.8 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оставшихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора гор. Качканар в интересах Черепанова ФИО10 удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Черепанова ФИО11 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Обязать Администрацию Качканарского городского округа заключить с Черепановым ФИО12 договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения путем подачи жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда Т.А.Кукорцева