Дело № 2-928/2010 Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 декабря 2010 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Козловой А.В. с участием пом. прокурора гор. Качканар Мирошник П.А. при секретаре Захаровой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-928/2010 по иску прокурора гор. Качканар в интересах Шпанькова ФИО10 к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, У с т а н о в и л : В Качканарский городской суд обратился прокурор гор. Качканар в интересах Шпанькова М.А. с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Шпанькова М.А. Прокурор свои требования мотивировал тем, что Шпаньков М.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО5 лишена родительских прав, а отец ФИО6 умер в июле 2010 года. Над Шпаньковым М.А. учреждалась опека в соответствии с постановлением Главы Адмиинстрации гор. Качканара от 22 декабря 2005 года № 1191. На основании постановления Главы Качканарского городского округа от 03.04.2009г. № 147 Шпаньков М.А. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижению совершеннолетия Шпаньков М.А. жильем обеспечен не был. Прокурор, ссылаясь на Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить Шпанькова М.А. жилым помещением не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в Качканарском городском округе, путем выделения денежных средств на покупку (приобретения) жилья в порядке, установленном п.3 и п.5 постановления правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-пп; обязать Администрацию Качканарского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Шпанькову ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ. по договору социального найма. В судебном заседании пом. прокурора гор. Качканар Мирошник П.А. исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их. Требования уточнил и просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в гор. Качканаре Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Шпанькова ФИО12 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Обязать Администрацию Качканарского городского округа заключить с Шпаньковым М.А. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение. Суду пояснил, что Шпаньков относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению им возраста 18 лет последний не был обеспечен жилым помещением, вместе с тем, постановлением Главы Качканарского городского округа от 03.04.2009г. № 147 был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании Шпаньков М.А. исковое заявление прокурора гор. Качканар поддержал и суду пояснил, что по достижению им возраста 18 лет жилое помещение ему предоставлено не было. Свое жилое помещение у него отсутствует, в настоящее время проживает у бабушки. Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержаний просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указывают, что обеспечение жильем Шпанькова при условии постановки его на учет в администрации муниципального образования, в качестве нуждающейся в жилье, будет произведено и без судебного решения, в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика Администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержащий просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указали, что заключение договора социального найма с гражданами, оставшимися без попечения родителей Администрацией возможно только при передаче соответствующих полномочий. Представитель третьего лица - территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Качканару Кюйц Н.А., действующая на основании письменной доверенности, исковые требования прокурора гор. Качканар поддержала и суду пояснила, что Шпаньков М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижению возраста 18 лет не был обеспечен жилым помещением, закрепленного жилья Шпаньков М.А. не имеет. Представители третьих лиц – Министерство финансов Свердловской области; Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились, от Министерства финансов Свердловской области, Свердловского государственного учреждения «Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» поступили письменные отзывы, содержащие просьбу рассмотреть дело в отсутствие представителей. Министерство финансов Свердловской области указывает, что в предоставлении жилья детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей не участвует, данное полномочие не входит в его компетенцию. Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» указывает, что отсутствует спор, поскольку Шпанькову М.А. в предоставлении жилья не отказывалось. Суд учитывая мнение пом. прокурора Мирошник, истца Шпанькова М.А., представителя третьего лица – УСЗН в гор. Качканаре Кюйц Н.А., надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Суд, выслушав пом. прокурора гор. Качканар Мирошник П.А., истца Шпанькова М.А., представителя третьего лица УСЗН в гор. Качканаре Кюйц Н.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что мать истца ФИО5 лишена родительских прав на основании решения Качканарского городского суда от 14 декабря 2005 года, отец истца Шпанькова – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления Главы Муниципального образования город Качканар № 1191 от 22 декабря 2005 года над Шпаньковым М.А. назначен опекун – ФИО13 (л.д.6) Постановлением Главы Качканарского городского округа № 147 от 03 апреля 2009 года Шпаньков М.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принят во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указано, что зарегистрирован по адресу: <адрес> в комнате в общежитии, по регистрации 3 человека (л.д.7). Согласно справки № 3698 от 15 декабря 2010 года Шпаньков М.А. не имеет закрепленное жилое помещение на территории Качканарского городского округа, так как ранее был зарегистрирован в общежитии. Таким образом, Шпаньков М.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения им совершеннолетнего возраста его родители: мать лишена родительских прав на основании решения суда, а отец - умер. Закрепленного жилья за Шпаньковым М.А. не имеется, последний поставлен на учет и включен во внеочередной список на получение жилой площади. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с решением Качканарской Городской Думы от 27 октября 2005 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Качканарского городского округа, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма в размере 20-33 кв.м. для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры. Таким образом, установлено, что Шпаньков М.А. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, достиг совершеннолетнего возраста, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 319 370 тыс. руб. в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п. 12 указанного порядка распределение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и только после распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. В связи с вышеизложенным, именно на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должны быть возложены вышеуказанные обязанности в соответствии с его полномочиями, предусмотренными указанным Порядком. Доводы о нарушении предоставлением жилья истцу Шпанькову права на внеочередное предоставление жилья другим гражданам, включенных в список ранее Шпанькова, являются несостоятельными. Для данной категории граждан закон не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, граждане указанной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) и обеспечиваются жильем вне очереди (ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Доводы ответчика Администрации Качканарского городского округа о том, что заключение договора социального найма с гражданами, оставшимися без попечения родителей возможно только при передаче соответствующих полномочий также несостоятельны, поскольку п.8 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оставшихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора гор. Качканар в интересах Шпанькова ФИО14 удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Шпанькова ФИО15 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Обязать Администрацию Качканарского городского округа заключить с Шпаньковым ФИО16 договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова