Гражданское дело № 2-560-2011 Полный текст решения изготовлен в совещательной комнате Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пановой И.В., при участии помощника прокурора города Качканара – Мирошника П.А.; представителя ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г.Качканару- Вьюновой Н.Р., действующей на основании доверенности от 01.03.2011 № 3; при секретаре Левиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-560-2011 по иску прокурора города Качканара, действующего в интересах Давлетшина ИО1, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Качканара, действуя в интересах Давлетшина Д.Ф.,1989 года рождения, обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указал, что Давлетшин Д.Ф. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители - мать ФИО3 и отец ФИО1 лишены родительских прав, ребенок был передан под опеку. На основании Постановления Главы Муниципального образования гор. Качканара от 31.10.2008 года № 1412 Давлетшин Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По достижению совершеннолетия Давлетшин Д.Ф. жильем обеспечен не был. В обоснование иска прокурор приводит нормы Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», за счет средств областного бюджета просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести Давлетшину Д.Ф. жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа, обязать Администрацию Качканарского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Давлетшину Д.Ф. по договору социального найма. В судебном заседании прокурор Мирошник П.А. поддержал свои исковые требования, пояснил, что в прокуратуру обратился Давлетшин Д.Ф., родители которого были лишены родительских прав, а он несовершеннолетним передан попечителю, в 2008 году был включен во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени жилье истцу не предоставили, не было жилье предоставлено и после окончания им учебного заведения в 2010 году, чем нарушено его право на внеочередное получение жилья, которое подлежит восстановлению. Доводы ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, изложенные в письменном отзыве, считает несостоятельными. В списках очередности в Администрации Качканарского городского округа состоит 79 детей-сирот, которые также вправе защищать свои интересы в суде. Истец Давлетшин Д.Ф. в судебном заседании иск прокурора города Качканар поддержал и суду пояснил, что до 9 класса проживал с родителями в республике Башкортостан, после лишения отца родительских прав его забрала к себе его тетя, которая оформила попечительство, с ее семьей он и проживает по настоящее время. В 2009 году он окончил Исовский геологоразведочный техникум, но жилье не предоставили, в 2010 году был призван в ряды Российской Армии, после демобилизации 31.05.2011 года вернулся в город Качканар, предложили ждать своей очереди. С родителями не общается, место нахождения матери вообще неизвестно, отец живет в Башкортостане, в родительских правах не восстанавливались. Все документы для постановки на учет оформляла его попечитель. Сейчас ему исполнилось 22 года. Представители ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержащий просьбу рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска возражают, указав, что требование о возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределении Давлетшину жилого помещения не основано на законе, обеспечение жильем Давлетшина Д.Ф., при условии постановки его на учет в Администрации муниципального образования в качестве нуждающегося в жилье, будет произведено в соответствии с действующим законодательством, согласно дате его постановки на учет и в пределах выделенных денежных средств. Постановление Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (п.11,12 Порядка) требует от органов местного самоуправления подачи предложения в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» по распределению жилья такой категории граждан, такое предложение не поступало. Считают, что при внеочередном предоставлении жилья истцу, права на жилье других граждан, состоящих в списке очередности, будут нарушены, а обеспечение всех нуждающихся в жилье детей-сирот единовременно не соответствует принципам разумности и справедливости, а ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье детям-сиротам, и оставшимся без попечения родителей, тогда как при возбуждении исполнительного производства после вступления решения суда в законную силу они как ответчики обязаны исполнить его в течение 2-хмесячного срока. Представители ответчика Администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержащий просьбу рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что заключение договора социального найма с гражданами, оставшимися без попечения родителей Администрацией возможно только при передаче им соответствующих полномочий. Представитель третьего лица на стороне истца – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Качканару Вьюнова Н.Р. исковые требования прокурора полностью поддерживает. Суду пояснила, что действительно Давлетшин Д.Ф. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители лишены родительских прав, ребенок проживал у попечителя, жильем не обеспечен, жилья, закрепленного за ним и его родителями, не имеется, информации о восстановлении родительских прав родителей истца, не поступало. Несмотря на совершеннолетие истца, они осуществляют контроль за предоставлением ему жилья, направляют различные запросы, все документы, имеются в личном деле подопечного. Представители третьего лица на стороне ответчика - Министерства финансов Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, направили письменный отзыв, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению детей сирот жилыми помещениями возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а получателем денежных средств является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», осуществляющее размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот. Списки нуждающихся в жилье формируются органами местного самоуправления, а построенные (приобретенные) жилые помещения передаются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, после распределения их детям-сиротам по приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Считают, что Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвуют, такими полномочиями не наделено. Третье лицо на стороне ответчика- Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, письменных отзывов и заявлений об отложении судебного разбирательства в суд не направляли. Суд, учитывая мнение участников процесса, надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав справки из личного дела подопечного, приходит к следующим выводам. Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, и детей-сирот, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Федеральным законом от 21.12.96 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 года) установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2). В судебном заседании установлено, что родители истца Давлетшина Д.Ф. – ФИО3 и ФИО1 решениями Бураевского районного суда республики Башкортостан от 02.04.98 года и 23.01.2004 года соответственно были лишены родительских прав. Постановлением главы Муниципального образования города Качканар № 848 от 09.11.2005 года Давлетшин Д.Ф. был передан ФИО2, которая назначена его попечителем, жилой площади родители несовершеннолетнего не имели. Постановлением Главы Качканарского городского округа № 1412 от 31.10.2008 года Давлетшин Д.Ф. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.5). Из постановляющей части данного решения органа местного самоуправления видно, что Давлетшин Д.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес> у родственников, т.е. у своего попечителя. Согласно справок ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по городу Качканару № 3633 от 09.12.2010 года и от 28.06.2011 года Давлетшин Д.Ф. не имеет закрепленного жилого помещения на территории Качканарского городского округа. Таким образом, Давлетшин Д.Ф. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения им совершеннолетнего возраста его родители лишены родительских прав, которые им не восстанавливались, закрепленного жилья за истцом на территории Качканарского городского округа не имеется, последний поставлен на учет и включен во внеочередной список на получение жилой площади. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 года), статьей 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Учетная норма площади жилого помещения в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определена решением Качканарской городской Думы от 27.10.2005 года № 89 «Об утверждении учетной нормы..» с изм. решением Думы Качканарского городского округа от 06.07.2006 года № 216 - 20-33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры. Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет. Давлетшину Д.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения в суд исполнилось 22 года. Кроме того, он и ранее пытался реализовать свое нарушенное право после окончания учебного заведения в 2010 году, из военного билета следует, что 31.05.2011 года он демобилизован из рядов Российской Армии, что также является основанием для обеспечения его жильем вне очереди. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. На момент обращения прокурора в суд в интересах Давлетшина Д.Ф. действует Постановление Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее- Порядок), где определен порядок обеспечения жильем таких лиц, как Давлетшин Д.Ф., в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3 Порядка), осуществляющее размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот (п.6 Порядка). Списки нуждающихся в жилье формируются органами местного самоуправления, а построенные (приобретенные) жилые помещения передаются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам по приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Согласно пп.8,9, 12 указанного Порядка распределение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее-Фонд) сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области правомерно определено ответчиком по иску, которое в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляет направление средств областного бюджета (на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и только после распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке данные жилые помещения на основании приказа Министра строительства и архитектуры Свердловской области передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.13 Порядка). Доводы Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения Давлетшину Д.Ф. в соответствии с действующим законодательством и только в пределах денежных средств, выделенных на эти цели, и нарушении прав других очередников судом отклоняются, поскольку истец вправе претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, независимо от списка очередников. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников, а нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. Не принимается судом и ссылка Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на наличие объективной невозможности единовременно обеспечить жильем всех льготников, имеющих право на внеочередное получение жилья и нарушении требований разумности и справедливости при удовлетворении иска Давлетшина Д.Ф., поскольку законодатель, предоставив исключительное право для Давлетшина Д.Ф. на получение жилья, обязан принять меры для его реализации, а отсутствие в бюджете денежных средств не является основанием для отказа в иске. Кроме того, Давлетшин Д.Ф. поставлен на учет на улучшение жилищных условий в Администрации Качканарского городского округа еще в 2008 году, после окончания им учебного заведения в 2010 году жилье ему также предоставлено не было. Администрация Качканарского городского округа периодически направляет сведения в Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о необходимости учесть при распределении бюджетных средств количество граждан, нуждающихся в жилье, в том числе и детей–сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья (их на 2011 год-79 чел), что подтверждается имеющимися в материалах дела письмами, о наличии свободного жилья для приобретения, в том числе и в новостройках, однако, истцу после демобилизации из рядов Российской Армии в 2011 году вновь предложено ждать своей очереди без указания срока. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Таким образом, предложения, на отсутствие которых ссылается Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, не могут быть направлены Администрацией Качканарского городского округа до сформированного перечня приобретения жилья. В связи с чем, при удовлетворении требования прокурора об обязании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Давлетшина Дениса Фанисовича с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа, у Администрации автоматически возникнет обязанность предоставить Давлетшину Д.Ф. приобретенное для него жилье по договору социального найма, что не нарушает установленного законом порядка получения жилья истцом. Никаких дополнительных полномочий Администрации Качканарского городского округа на заключение договора социального найма с Давлетшиным Д.Ф. не требуется, весь порядок предоставления жилья по договорам социального найма определен Жилищным кодексом Российской Федерации, Областным законом от 20.02.2006 № 3-ОЗ (ред. от 18.02.2011) "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 24.01.2006 года), Постановлениями Правительства Свердловской области, регулирующими вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которым и является истец, жилыми помещениями. Таким образом, Давлетшин Д.Ф., достигнув совершеннолетнего возраста, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, поскольку не работает, что само по себе не имеет существенного значения при рассмотрении дела, в связи с чем, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом, суд считает возможным выйти за пределы иска и уточнить размер предоставляемой жилой площади Давлетшину Д.Ф. - 20-33 кв.м. общей площади, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры, для устранения вопросов при исполнении решения суда. При удовлетворении иска, суд обязан решить вопрос о взыскании судебных расходов с ответчика (ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), вместе с тем, в соответствии с п.п.19 п.1ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ РФ от 27.12.2009 N 374-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Качканара, действующего в интересах Давлетшина ИО1, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить. 1. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа, а именно 20-33 кв.м. общей площади, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры, для Давлетшина ИО1 с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. 2. Обязать Администрацию Качканарского городского округа предоставить переданное им жилое помещение Давлетшину ИО1 по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда И.В. Панова