Гражданское дело № Полный текст решения изготовлен в совещательной комнате РЕШЕНИЕ 03 мая 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пановой И.В., при участии помощника прокурора города Качканара - Нужной Н.В.; представителя Администрации Качканарского городского округа- Напольских А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №; представителя МБУ «УГХ»- Даниловой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; при секретаре Питиримовой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по искупрокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки, №">УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес>, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки на территории 35 метров вдоль неафальтированной дороги на 4 микрорайоне около <адрес>. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Качканарского городского округа. На вышеуказанном месте находится несанкционированная свалка. Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органом местного самоуправления, обязанным принимать меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве способа защиты гражданских прав, предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит обязать ответчика в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов. В обоснование иска ссылается на п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст.8,ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ст.3, ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-0З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от 09.06.2005 года № 62, ст.22 Федерального закона от 30.03.99 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточнения к иску, где прокурор просит обязать Администрацию Качканарского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенную на территории 35 метров вдоль неасфальтированной дороги вдоль <адрес> на 4 микрорайоне <адрес>. В судебном заседании прокурор Нужная Н.В.поддерживает свои уточненные требования в полном объеме. Представитель ответчика Напольских А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в части обязания ликвидировать свалку, возражает против срока, требуемого прокурором. Суду пояснил, что в соответствии с принятым постановлением Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № от ДД.ММ.ГГГГ всем организациям, индивидуальным предпринимателям рекомендовано убрать свои территории, организовать субботники до ДД.ММ.ГГГГ. После этого срока будет произведена ревизия свалок силами МБУ «УГХ», определен их объем, объявлен конкурс на уборку мусора (не менее 45 дней), на все эти организационные мероприятия потребуется не менее двух месяцев. Земельный участок, где находится свалка, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не передан в собственность жильцов <адрес> на 4 микрорайоне, они как орган местного самоуправления правомерно привлечены к делу в качестве ответчика. Представитель третьего лица МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. в судебном заседании поддерживает позицию ответчика. Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Прокурор в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Понятие «свалка» определено в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 N 607-ст с 1 июля 2002 г.)- п.3.12,4.16. П. 4.13. этого же ГОСТа определено понятие и несанкционированной свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Отходы потребления на территории поселения именуют также муниципальными отходами. В данном случае прокурор правомерно обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в целях исключения неблагоприятного воздействия бытовых отходов на окружающую среду в черте <адрес>. Администрацией Качканарского городского округа принимаются определенные меры по очистке территории Качканарского городского округа от мусора после зимнего периода. Так, постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена Комплексная экологическая программа Качканарского городского округа на 2011-2015 годы, где в п.3.7 Общегородских природоохранных мероприятий заложено МБУ «УГХ» на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок в 2012 году 200 000 руб. Постановлением Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки проведения работ по санитарной очистке территории Качканарского городского округа силами организаций, МБУ «Управление городского хозяйства», с привлечением работников учреждений и граждан-жильцов домов. Из материалов дела, фотографий, представленных прокурором, видно, что на территории 35 метров вдоль неасфальтированной дороги у <адрес> на 4 микрорайоне <адрес> место складирования бытовых отходов (свалка). Земельный участок, где выявлена свалка муниципальных отходов, находится в собственности Качканарского городского округа, и в полномочия органа местного самоуправления - Администрации Качканарского городского округа входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Доказательств того, что данный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и находится в собственности граждан близрасположенного жилого <адрес> на 4 микрорайоне ответчиком суду не предоставлено. Также не отрицалось ответчиком, что на момент рассмотрения дела несанкционированное складирование муниципальных отходов в этом районе не ликвидировано. Организация сбора бытовых отходов возложена и на МБУ «Управление городского хозяйства», что является одной из уставной деятельности данного учреждения, однако, контроль за деятельностью по ликвидации несанкционированных свалок остается за органом местного самоуправления. Представители Администрации Качканарского городского округа Напольских А.А. и МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. не отрицали зафиксированные прокурором факты незаконного размещения отходов вне объекта размещения отходов и захламления значительной части территории земельного участка за домом № на 4 микрорайоне, при этом подтвердили, что финансирование Комплексной экологической программы Качканарского городского округа на 2012 год не приостановлено, денежные средства будут выделены после инвентаризации свалок и объявления конкурса на выполнение данных работ. Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о законности требований прокурора в части обязания Администрации Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории 35 метров вдоль неасфальтированной дороги у <адрес> на 4 микрорайоне <адрес>. Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд учитывает, что для проведения конкурсной процедуры, определения исполнителя данных работ требуется соблюдение норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положений раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в части соблюдения сроков. Суд принимает доводы ответчика и считает возможным предоставить Администрации Качканарского городского округа более длительный срок для принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки, увеличив его до двух месяцев, удовлетворив иск прокурора в этой части частично. При вынесении решения суд обязан решить вопрос о взыскании госпошлины. Однако, органы местного самоуправления в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, в том числе, в качестве ответчика. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа об организации ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить частично. 1. Обязать Администрацию Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории 35 метров вдоль неасфальтированной дороги около <адрес> на 4 микрорайоне <адрес> в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда И.В.Панова