Гражданское дело № Полный текст решения изготовлен в совещательной комнате РЕШЕНИЕ 03 мая 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пановой И.В., при участии помощника прокурора города Качканара - Нужной Н.В.; представителя Администрации Качканарского городского округа- Напольских А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №; представителя МБУ «УГХ»- Даниловой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; при секретаре Питиримовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки, №">УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес>, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки на участке местности длиной 15 метров вдоль неасфальтированной дороги, ведущей в 14-е коллективные сады, отходящей от дороги в пионерский лагерь «Орленок» <адрес>, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Качканарского городского округа. На вышеуказанном месте находится несанкционированная свалка. Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органом местного самоуправления, обязанным принимать меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве способа защиты гражданских прав, предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит обязать ответчика в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов. В обоснование иска ссылается на п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст.8,ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ст.3, ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-0З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от 09.06.2005 года № 62, ст.22 Федерального закона от 30.03.99 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Определением суда от 03.05.2012 года приняты уточнения к иску, где прокурор просит обязать Администрацию Качканарского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходовна участке местности длиной 15 метров вдоль неасфальтированной дороги, ведущей в 14-е коллективные сады, отходящей от дороги в пионерский лагерь «Орленок» <адрес>. В судебном заседании прокурор Нужная Н.В. поддерживает свои уточненные требования в полном объеме. Представитель ответчика Напольских А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признает в части обязания их организовать ликвидацию свалки, указав, что большая часть несанкционированных свалок будет убрана в ходе организованных субботников согласно постановлению Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № от ДД.ММ.ГГГГ, не согласен со сроком, требуемым прокурором, поскольку после ДД.ММ.ГГГГ будет проведена ревизия свалок силами МБУ «УГХ», определен их объем, объявлен конкурс, на что потребуется не менее 45 дней. Земельный участок, где находится свалка, не сформирован, ответственность за уборку осуществляет МБУ «УГХ», которому переданы полномочия по организации выявления и ликвидации несанкционированных свалок. Денежные средства по Комплексной экологической программе на эти цели будут выделены. Представитель третьего лица МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. в судебном заседании поддерживает позицию ответчика. Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района. Соответствующие компетенция и полномочия органов местного самоуправления определены в Уставе Качканарского городского округа (п. 12 ч.1 ст.6), принятого решением городской Думы от 09.06.2005 года № 62. Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд. Предметом иска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, является возложение обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки на Администрацию Качканарского городского округа. Как установлено в судебном заседании, подтверждается фотографиями, не отрицалось представителем ответчика, вдоль дороги, ведущей в коллективный са<адрес>, на земельном участке протяжением 15 метров вдоль дороги, отходящей от дороги в пионерский лагерь «Орленок» выявлено место складирования бытовых отходов. Понятие свалки и несанкционированной в свалки определено в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 N 607-ст с 1 июля 2002 г.)- п.3.12,4.16. В п. 4.13. этого же ГОСТа указано, что несанкционированные свалки отходов - есть территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Отходы потребления на территории поселения именуют также муниципальными отходами. Ответчик не ссылался на формирование земельного участка, где выявлена свалка муниципальных отходов, и передаче его в пользование собственникам участков коллективного сада № и постановке его на кадастровый учет. Также не оспаривалось ответчиком, что до сегодняшнего дня данная свалка не убрана. Таким образом, земельный участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования, в данном случае Качканарского городского округа и в полномочия органа местного самоуправления, в данном случае Администрации Качканарского городского округа, что представителем ответчика не оспаривалось, входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В целях санитарной очистки территории Качканарского городского округа силами организаций, учреждений и граждан, а также МБУ «Управление городского хозяйства», уставной деятельностью которого является, в частности, организация сбора бытовых отходов, Администрацией Качканарского городского округа вынесено постановление «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены сроки проведения этих работ до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее вынесенным Постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена Комплексная экологическая программа Качканарского городского округа на 2011-2015 годы, где в п.3.7 Общегородских природоохранных мероприятий заложено МБУ «УГХ» на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок в 2012 году 200 000 руб. О том, что эти денежные средства будут выделены на указанные цели после инвентаризации свалок и определении объема оставшегося мусора, ссылались в судебном заседании как представитель ответчика, так и представитель МБУ «УГХ». Представитель третьего лица Данилова Е.Ю. не отрицала зафиксированные прокурором факты незаконного размещения отходов вне объекта размещения отходов и захламления значительной части территории земельного участка вдоль дороги, ведущей в коллективный са<адрес>, что свидетельствует о ненадлежащем контроле Администрации Качканарского городского округа за деятельностью МБУ «УГХ» в части выявления и ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов на подведомственной ему территории. Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части обязания Администрации Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории длиной 15 метров вдоль дороги, отходящей от дороги в пионерский лагерь «Орленок» - 14-й коллективный сад <адрес>. Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе установлению единого порядка размещения заказов, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируются Федеральным законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года № 94-ФЗ с последующими изм. и дополнениями. Суд учитывает необходимость Администрации Качканарского городского округа соблюдения норм данного закона, а также положений раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении конкурсных процедур для выбора подрядчика по уборке свалок, что, по мнению суда, требует более длительного срока для принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки, чем один месяц. В связи с чем, суд данный срок увеличивает до двух месяцев, т.е. в этой части исковые требования прокурора удовлетворяются частично. При вынесении решения суд обязан решить вопрос о взыскании госпошлины. Однако, органы местного самоуправления в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, в том числе, в качестве ответчика. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Качканара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа об организации ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить частично. 1. Обязать Администрацию Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории длиной 15 метров вдоль дороги, отходящей от дороги в пионерский лагерь «Орленок»-14-й коллективный сад города Качканара в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда И.В.Панова