Решение по иску прокурора г.Качканара к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов



Гражданское дело

Полный текст решения       изготовлен 03 мая 2012 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пановой И.В.,

при участии старшего помощника прокурора города Качканара - Кадушкина И.Н.;

представителя Администрации Качканарского городского округа- Напольских А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13);

представителя МБУ «УГХ»- Даниловой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14);

при секретаре Питиримовой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело                        по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки,

">УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в районе мечети на 6а микрорайоне <адрес>, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Качканарского городского округа. На вышеуказанном месте находится несанкционированная свалка бытовых отходов.

Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органом местного самоуправления, обязанным принимать меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве способа защиты гражданских прав, предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Просит обязать ответчика в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

В обоснование иска ссылается на п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст.8,ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ст.3, ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-0З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от 09.06.2005 года № 62, ст.22 Федерального закона от 30.03.99 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты уточнения к иску, где прокурор просит обязать Администрацию Качканарского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории длиной 20 метров на              6а микрорайоне <адрес> в районе мусульманской мечети.

В судебном заседании прокурор Кадушкин И.Н. поддерживает свои уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Напольских А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признает, указав, что действующее законодательство не содержит понятия «свалка», такое понятие определяется исходя из объема мусора, в районе мусульманской мечети действительно разбросан мусор, но свалкой это назвать нельзя. Кроме того, надеется, что в ходе организованных субботников данный мусор будет убран. Не согласен и со сроком, требуемым прокурором, поскольку в настоящее время принято постановление Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» от ДД.ММ.ГГГГ, где после зимы всем организациям, индивидуальным предпринимателям рекомендовано убрать свои территории, организовать субботники до ДД.ММ.ГГГГ. После этого срока будет произведена ревизия свалок силами МБУ «УГХ», определен их объем, объявлен конкурс на уборку мусора (45 дней), на все эти организационные мероприятия потребуется не менее двух месяцев, с учетом организации этих работ выигравшим конкурс подрядчиком.

Представитель третьего лица МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. в судебном заседании поддерживает позицию ответчика.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

      

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд.

В соответствии с п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ч. 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-0З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от 09.06.2005 года № 62.

Согласно ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.99 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается фотографиями, не отрицалось представителем ответчика, в районе мусульманской мечети расположенной по адресу: <адрес> 6а микрорайон вдоль забора на земельном участке протяжением 20 метров выявлено место складирования бытовых отходов.

Ответчиком суду не предоставлено доказательств того, что данный земельный участок сформирован, в отношении него проведен государственный кадастровый учет, и он находится в собственности граждан близрасположенных жилых домов а и б,8 на 6а микрорайоне, также нет доказательств на момент рассмотрения дела о ликвидации несанкционированного складирования бытовых отходов в этом районе.

Таким образом, земельный участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования, в данном случае Качканарского городского округа и в полномочия органа местного самоуправления входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Во исполнение вышеуказанных норм и в соответствии с Уставом Качканарского городского округа (ст.6 п.12) издано постановление Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» от ДД.ММ.ГГГГ, этим постановлением установлены сроки проведения работ по санитарной очистке территории Качканарского городского округа силами, как организаций, так и МБУ «Управление городского хозяйства» с привлечением учреждений и граждан.

Уставной деятельностью МБУ «Управление городского хозяйства», что следует из исследованного Устава этой организации, является, в частности, организация сбора бытовых отходов.

Привлеченная к делу в качестве третьего лица, представитель которой Данилова Е.Ю. по существу,не отрицала зафиксированные прокурором факты незаконного размещения отходов вне объекта размещения отходов и захламления значительной части территории земельного участка в районе мусульманской мечети.

Постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждена Комплексная экологическая программа Качканарского городского округа на 2011-2015 годы, где в п.3.7 Общегородских природоохранных мероприятий заложено МБУ «УГХ» на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок в 2012 году 200 000 руб.

О том, что финансирование данной программы приостановлено на 2012 год представители Администрации Качканарского городского округа Напольских А.А. и третьего лица МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. не ссылались.

Возражения представителя ответчика Напольских А.А. об отсутствии понятия «свалка» в действующем законодательстве и его привязка только к объему бытовых отходов, судом отклоняются.

Данное понятие определено в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 N 607-ст с 1 июля 2002 г.)- п.3.12,4.16.

Также в соответствии с п. 4.13. этого же ГОСТа - несанкционированные свалки отходов - есть территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Относительно объема отходов данное понятие не содержит. Кроме того, отходы потребления на территории поселения именуют муниципальными отходами.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией Качканарского городского округа как органом местного самоуправления, указанного в вышеприведенных законах, не организован надлежащий контроль за деятельностью МБУ «УГХ» в части выявления и ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов на подведомственной ему территории, что приводит к удовлетворению требований прокурора в части обязания организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории длиной 20 метров на 6амикрорайоне в районе мусульманской мечети.

Однако, суд учитывает, что для проведения конкурса по исполнению данных работ требуется соблюдение норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положений раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, а значит соблюдения сроков проведения соответствующих процедур, суд принимает доводы ответчика и считает возможным предоставить Администрации Качканарского городского округа более длительный срок для принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки в районе мусульманской мечети на 6а микрорайоне <адрес> - два месяца.

При вынесении решения суд обязан решить вопрос о взыскании госпошлины. Однако, органы местного самоуправления в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, в том числе, в качестве ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа об организации ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить частично.

1. Обязать Администрацию Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории длиной 20 метров на 6а микрорайоне в районе мусульманской мечети в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд.

Судья Качканарского городского суда                                                            И.В.Панова