Решение по иску прокурора г.Качканара к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов



Гражданское дело

Полный текст решения изготовлен в совещательной комнате

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пановой И.В.,

при участии помощника прокурора города Качканара - Нужной Н.В.;

представителя Администрации Качканарского городского округа- Напольских А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ;

представителя МБУ «УГХ»- Даниловой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

при секретаре Левиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело                        по искупрокурора города Качканара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки,

">УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Качканара, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд к Администрации Качканарского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на территории 40 метров вдоль асфальтированной дороги, ведущей к дому № 24 на 8 микрорайоне, отходящей от улицы Набережная города Качканара, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах потребления на территории Качканарского городского округа. На вышеуказанном месте находится несанкционированная свалка.

Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органом местного самоуправления, обязанным принимать меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве способа защиты гражданских прав, предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Просит обязать ответчика в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.

В обоснование иска ссылается на п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст.8,ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ст.3, ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-0З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от 09.06.2005 года № 62, ст.22 Федерального закона от 30.03.99 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Определением суда от 04.05.2012 года приняты уточнения к иску, где прокурор просит обязать Администрацию Качканарского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории 40 метров вдоль асфальтированной дороги, ведущей к дому № 24 на 8 микрорайоне, отходящей от улицы Набережная города Качканара.

В судебном заседании прокурор Нужная Н.В.поддерживает свои уточненные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Напольских А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал в части, указав, что в ходе организованных субботников данный мусор будет убран. Не согласен только со сроком, требуемым прокурором, поскольку в соответствии с принятым постановлением Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № 333 от 30.03.2012 года, где после зимы всем организациям, индивидуальным предпринимателям рекомендовано убрать свои территории, организовать субботники до 25.05.2012 года, только после этого срока будет произведена ревизия свалок силами МБУ «УГХ», определен их объем, объявлен конкурс на уборку мусора (не менее 45 дней), на все эти организационные мероприятия потребуется не менее двух месяцев. Земельный участок, где находится свалка, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не передан в собственность жильцов дома № 24 на 8 микрорайоне, они как орган местного самоуправления правомерно привлечены к делу в качестве ответчика.

Представитель третьего лица МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. в судебном заседании поддерживает позицию ответчика.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

      

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор правомерно обратился в суд с данным иском, в интересах неопределенного круга лиц.

Во исполнение вышеуказанных норм и в соответствии с Уставом Качканарского городского округа (ст.6 п.12) Администрацией Качканарского городского округа приняты постановления, в частности, Постановление Администрации Качканарского городского округа от 18.10.2010 года (с изм. постановлением Администрации Качканарского городского округа от 11.03.2012 года № 221), которым утверждена Комплексная экологическая программа Качканарского городского округа на 2011-2015 годы, где в п.3.7 Общегородских природоохранных мероприятий заложено МБУ «УГХ» на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок в 2012 году 200 000 руб., постановление Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № 333 от 30.03.2012 года, которым установлены сроки проведения работ по санитарной очистке территории Качканарского городского округа силами, как организаций, так и МБУ «Управление городского хозяйства» с привлечением учреждений и граждан.     

Не отрицалось представителем ответчика и подтверждается фотографиями, что на территории 40 метров вдоль асфальтированной дороги, ведущей к дому № 24 на 8 микрорайоне, отходящей от улицы Набережная города Качканара выявлено место складирования бытовых отходов (свалка).

Данное понятие определено в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 N 607-ст с 1 июля 2002 г.)- п.3.12,4.16.

П. 4.13. этого же ГОСТа определено понятие и несанкционированной свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Отходы потребления на территории поселения именуют также муниципальными отходами.

Земельный участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования, в данном случае Качканарского городского округа, и в полномочия органа местного самоуправления входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Доказательств того, что данный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и находится в собственности граждан близрасположенного жилого дома № 24 на 8 микрорайоне ответчиком суду не предоставлено.

Также не отрицалось ответчиком, что на момент рассмотрения дела несанкционированное складирование муниципальных отходов в этом районе не ликвидировано.

Организация сбора бытовых отходов возложена и на МБУ «Управление городского хозяйства», что следует из исследованного Устава этой организации, однако, контроль за деятельностью по ликвидации несанкционированных свалок остается за органом местного самоуправления.

Представители Администрации Качканарского городского округа Напольских А.А. и МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю., как представитель привлеченного к делу в качестве третьего лица, не отрицали зафиксированные прокурором факты незаконного размещения отходов вне объекта размещения отходов и захламления значительной части территории земельного участка в районе дома № 24 на 8 микрорайоне, при этом подтвердили, что финансирование Комплексной экологической программы Качканарского городского округа на 2012 год не приостановлено, денежные средства будут выделены после инвентаризации свалок и объявления конкурса на выполнение данных работ.

Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о законности требований прокурора в части обязания Администрации Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории 40 метров вдоль асфальтированной дороги, ведущей к дому № 24 на 8 микрорайоне, отходящей от улицы Набережная города Качканара.

Однако, суд учитывает, что для проведения конкурсной процедуры, определения исполнителя данных работ требуется соблюдение норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", положений раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в части соблюдения сроков.

Суд принимает доводы ответчика и считает возможным предоставить Администрации Качканарского городского округа более длительный срок для принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки, увеличив его до двух месяцев, удовлетворив иск прокурора в этой части частично.

При вынесении решения суд обязан решить вопрос о взыскании госпошлины. Однако, органы местного самоуправления в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, в том числе, в качестве ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Качканара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа об организации ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить частично.

1. Обязать Администрацию Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории 40 метров вдоль асфальтированной дороги, ведущей к дому № 24 на 8 микрорайоне, отходящей от улицы Набережная города Качканара в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд.

Судья Качканарского городского суда                                                            И.В.Панова