Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2012 года Качканарский городской Свердловской области в составе: председательствующего судьи Кукорцевой Т.А., при секретаре Тишковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Качканара в интересах Колупаевой Маргариты Алексеевны, Колупаева Андрея Анатольевича, Колупаева Владислава Андреевича к Администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор г. Качканара обратился в суд в интересах Колупаевых М.А., А.А. и несовершеннолетнего Колупаева Владислава 1997 года рождения к администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с требованиями и нормами жилищного законодательства. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: г. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Комната № в <адрес> пе<адрес> находится в муниципальной собственности и предоставлена Колупаевой М.А. на основании договора найма жилого помещения. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истцу и членам его семьи должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди по договору социального найма. В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе аварийного дома, выселяемым из него гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации данное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Несмотря на то, что дом по адресу г. <адрес> <адрес> в 2008 году признан аварийным и подлежащим сносу, семье Колупаевых жилое помещение, отвечающее санитарным и иным требованиям Администрацией Качканарского городского округа до настоящего времени не предоставила. Бездействие ответчика влечет нарушение жилищных прав Колупаевых, создает опасность для их жизни и здоровья. Прокурор г. Качканар просит суд возложить на Администрацию Качканарского городского округа обязанность предоставить Макаренковым по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями и нормами жилищного законодательства. В судебном заседании помощник прокурора г. Качканара Нужная Н.В. исковые требования, изложенные в иске, поддержала. Истцы Колупаевы М.А. и А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Качканар поддержали в полном объеме и суду пояснили, что спорное жилье было предоставлено Колупаевой М.А. по месту работы на основании договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ, куда они вселились и проживают до настоящего времени с несовершеннолетним сыном. На данный момент дом признан аварийным, подлежит сносу, но администрация никакое жилье не предоставляет. Представитель ответчика Напольских А.А. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что аналогичного жилья в городе нет, в бюджете денежные средства на эти цели не заложены. При этом предоставил справку о наличии свободных жилых помещений, которые по площади не соответствуют тем, которые могли быть предоставлены истцу Колупаевой М.А. Представитель отдела опеки и попечительства Быкова Ю.Е. по доверенности считает требование прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку проживание в аварийном доме угрожает жизни и здоровью проживающих в нем лиц, в том числе и ребенка. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что комната № в <адрес> пе<адрес> жилой площадью <данные изъяты> кв.м в городе <адрес> была предоставлена Колупаевой М.А., что подтверждается договором найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи: муж Колупаев А.А., сын ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в этой комнате они проживают до настоящего времени. При вселении и регистрации истцов в аварийный дом ответчик препятствий не чинил, о том, что дом признан аварийным, знал. Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, переулок <адрес>, №а признан аварийным и подлежащим сносу. Мероприятия по сносу дома не произведены до настоящего времени. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно п. 1 и п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, занимающие жилое помещение по договору социального найма, выселяются из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если жилое помещение подлежит сносу или признано непригодным для проживания. Ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, которым предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно соответствовать установленным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Согласно разъяснениям, данным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования данного жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ) судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире. В силу абз. 4 п. 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, 58 ЖК РФ) учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Таким образом, предоставление гражданам жилого помещения по основаниям ст. 86 ЖК РФ и отвечающего требованиям ст. 89 Кодекса является гарантией определенных условий проживания граждан, переселяемых в другие жилые помещения, а не улучшением их жилищных условий, в связи с чем, иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ). Таким образом, суд, проанализировав в совокупности предоставленные доказательства, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора об обязании Администрации Качканарского городского округа предоставить по договору социального найма жилое помещение истцу и членам его семьи, при этом указанное жилое помещение по площади должно соответствовать ранее занимаемому. Данное жилое помещение должно быть предоставлено истцу не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора г. Качканар удовлетворить. Обязать Администрацию Качканарского городского округа предоставить Колупаевой Маргарите Алексеевне и членам ее семьи Колупаеву Андрею Анатольевичу, Колупаеву Владиславу Андреевичу по договору социального найма вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по общей площади ранее занимаемой - 24,4 кв.м.. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента вынесения решения путем подачи жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда Т.А.Кукорцева