Гражданское дело № Полный текст решения изготовлен 24 июля 2012 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июля 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пановой И.В., при участии прокурора Мирошника П.А., представителя ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г.Качканару - Быковой Ю.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №; при секретаре Левиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокурора города Качканара, действующего в интересах Стольниковой Евгении Сергеевны, к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Качканарского городского округа об обязании приобрести жилое помещение с последующей его передачей в муниципальную собственность, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Качканара, действуя в интересах Стольниковой Е.С. обратился в суд с иском, просит обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (после замены его правопреемником и изменении наименования - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) приобрести за счёт средств федерального бюджета жилое помещение в городе Качканаре Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Стольниковой Е.С. с последующей передачей приобретённого жилья в муниципальную собственность, и обязать Администрацию Качканарского городского округа предоставить переданное жилое помещение Стольниковой Е.С. для проживания по договору социального найма. В обоснование требований указал, что истец Стольникова Е.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО4 умерла, отец дал согласие на установление попечительства. Постановлением главы Качканарского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец была передана под опеку бабушке ФИО5 Постановлением главы Качканарского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. По достижения совершеннолетия жильём истец обеспечена не была. В обоснование иска ссылается на Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 50 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения». В качестве третьих лиц привлечены на стороне истца - ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г.Качканару, на стороне ответчика: Свердловское государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»- после изменения наименования - государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерство финансов Свердловской области. В судебном заседании прокурор Мирошник П.А. поддерживает исковые требования в полном объеме, с доводами ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и Администрации Качканарского городского округа не согласен, считает, что право у истца возникло после достижения ею совершеннолетия и прекращения попечительства. Права других внеочередников при удовлетворении иска Стольниковой Е.С. не нарушаются, которые также вправе обращаться в суд. Истец была поставлена на учет до достижения ею 23 лет, ее право на получение жилья не реализовано. Истец Стольникова Е.С. свой иск поддерживает, суду пояснила, что имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте после смерти матери находилась у бабушки в Башкирии, потом бабушка вернулась в <адрес>, оформила опеку, занималась вопросами постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, после достижения 18-тилетнего возраста она выехала в <адрес>, где закончила колледж, в настоящее время постоянно проживает в городе Качканар, работает, прописана с бабушкой в доме, который находится в собственности бабушки и деда, но фактически снимает жилье. Обращалась в Администрацию Качканарского городского округа, предлагали участвовать в программе по строительству жилья, однако, строиться одной по материальным соображениям возможности не имеет, считает, что государство обязано реализовать ее право на получение жилья. Представители ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направили в суд письменный отзыв, содержащий просьбу рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска возражают, ссылаются на то, что истец не указал нормативно-правовую базу в своем иске, которые позволяют им как ответчику распоряжаться имуществом, находящимся в собственности Свердловской области, в частности, по передаче жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств областного бюджета в муниципальную собственность. Процедура обеспечения жильем детей -сирот определена и право на внеочередное получение жилья определена в постановлении Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее Порядок). Являясь главным распорядителем средств областного бюджета, но полномочия по распоряжению государственной собственностью возложены на Министерство по управлению государственным имуществом в силу ст.12 п.3 п.п.4 Областного закона Свердловской области от 10.04.95 года № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области». Истец возлагает на ответчика не предусмотренную законом обязанность. Кроме того, при наличии у истца права на получение жилья, закон не содержит положений о сроке предоставления его после наступления определенных обстоятельств (в данном случае, прекращение опеки (попечительства), и ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации не определяет возможность предоставление жилья в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также считают, что до предоставления жилья Стольниковой Е.С. орган местного самоуправления обязан направить в Министерство соответствующее предложение, в его отсутствие будут нарушены п.11 и 12 Порядка.. Кроме того, решение суда подлежит исполнению после его вступления в законную силу, выдачи исполнительного документа, а согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (п.1 ст.36) наступает обязательный срок для исполнения решения суда -2 месяца, при этом, при предоставлении жилья истцу права других таких же социально незащищенных граждан будут нарушены, которые состоят в списке очередности ранее Стольниковой Е.С. Представители ответчика Администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явились, считают себя ненадлежащим ответчиком, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель третьего лица на стороне истца - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Качканару Быкова Ю.Е. в судебном заседании считает иск прокурора подлежащим удовлетворению, закрепленного жилья Стольникова Е.С. не имела, проживала в доме, принадлежащем опекуну на праве собственности, до настоящего времени жильем не обеспечена. Представители третьих лиц на стороне ответчика - Министерства финансов Свердловской области, государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, заявлений об отложении судебного разбирательства не направляли. Суд, учитывая мнение участников процесса, надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам. Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, и детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривая соответствующие жилищные права указанных лиц. Федеральным законом от 21.12.96 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 года) установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации). В судебном заседании установлено, что истец Стольникова Е.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец с семьей не проживал, воспитанием дочери не занимался, выдал согласие на установление опеки над дочерью, впоследствии на основании Постановления Главы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ребенок был передан под опеку ФИО5 - бабушке истца (л.д.6). На основании Постановления Главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Стольникова Е.С. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет во внеочередной список граждан, в том числе список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения (л.д.5), где и состоит до настоящего времени за № во внеочередном списке и № в общем списке, что подтверждается справкой МБУ «Управление городского хозяйства», имеющейся в материалах дела. На момент постановки на учет истцу не исполнилось 23 года. Жилье ей не выделялось, зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем ФИО5 (бывший опекун) и ФИО8 (л.д.8), фактически снимает жилье по адресу:<адрес>.1, закрепленного жилья несовершеннолетняя Стольникова Е.С. не имела. ДД.ММ.ГГГГ Стольникова Е.С. окончила негосударственное частное учреждение среднего профессионального образования «Колледж предпринимательства и социального управления» в <адрес>, получила диплом, трудоустроилась в ОАО <данные изъяты>» <адрес> в должности экономиста. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Статьей 8 Федерального закона от 21.12.96 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 17.12.2009 года), закреплено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. В обоснование иска прокурор и истец ссылаются не только на нормы ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и абзац второй пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П и от 07.06.2011 г. N 746-О-О. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). При этом, Верховный Суд РФ в своем Определении от 08.02.2011 N 29-В10-12 указал, что каждое из оснований предоставления жилых помещений указанным лицам, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, имеет самостоятельное значение. Одним из оснований, дающих право на предоставление истцу отдельного жилого помещения на основании договора социального найма, в данной норме указано прекращение опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей. Решением Качканарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы..» с изм. решением Думы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № определена учетная норма площади жилого помещения в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации - 20-33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры. Жилищные права и обязанности возникают на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В момент обращения прокурора в суд действует Постановление Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 года № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», которым определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в силу п.2 Порядка обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, является ответственным за предоставлением жилья указанной категории граждан. Получателем средств областного бюджета является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (п.3 Порядка) ( после изменения наименования- государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства»), осуществляющее размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот (п.6 Порядка). Списки нуждающихся в жилье формируются органами местного самоуправления, а построенные (приобретенные) жилые помещения передаются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам по приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Согласно п. 12 указанного порядка распределение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения (п.8,9,12 Порядка). Подготовка приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Несмотря на то, что изменений в указанных выше нормативных документах в связи с изменением наименования Министерства строительства и архитектуры Свердловской области не внесено, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является его правопреемником и правомерно определено ответчиком по иску, которое в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляет направление средств областного бюджета (на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и только после распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в установленном порядке данные жилые помещения на основании приказа Министра строительства и архитектуры Свердловской области передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (п.13 Порядка). Доводы ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о нарушении прав других лиц состоящих в списках очередников на получение жилья судом не принимаются, поскольку разрешение требований истца не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, имеющих также возможность обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. Администрация Качканарского городского округа обязана заключить договор социального найма с Стольниковой Е.С., порядок предоставления жилья по договорам социального найма определен Жилищным кодексом Российской Федерации, Областным законом от 20.02.2006 № 3-ОЗ (ред. от 18.02.2011) "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования" (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 24.01.2006 года), Постановлениями Правительства Свердловской области, регулирующими вопросы, связанные с обеспечением детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которым и является Стольникова Е.С., в связи с чем, возражения данного ответчика о ненадлежащем их привлечении в качестве ответчика, судом отклоняются. Все условия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий на момент вынесения решения судом проверены, прокурором и Стольниковой Е.С. предоставлены необходимые справки, которые ответчиками не оспорены. Невозможность соблюдения ответчиком срока исполнения судебного решения из-за отсутствия финансирования не является основанием для отказа в иске, поскольку вынесение судебного решения не может быть поставлено в зависимость от его дальнейшего исполнения, право детям, оставшимся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди гарантировано государством и должно быть реализовано во внеочередном порядке. Таким образом, Стольникова Е.С., достигнув совершеннолетнего возраста, после прекращения над ней попечительства, до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного места жительства, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем, в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, исковые требования прокурора в интересах Стольниковой Е.С. подлежат удовлетворению. При вынесении решения по делу суд обязан разрешить вопрос о взыскании госпошлины, однако, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты госпошлины освобождены (пп.19.п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации). На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Качканара, действующего в интересах Стольниковой Евгении Сергеевны, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Качканарского городского округа об обязании приобрести жилое помещение с последующей его передачей в муниципальную собственность, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить. 1. Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Качканар Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Стольниковой Евгении Сергеевны с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. 2. Обязать Администрацию Качканарского городского округа заключить с Стольниковой Евгенией Сергеевной договор социального найма на приобретенное для нее жилое помещение. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда И.В. Панова