Гражданское дело № полный текст решения в совещательной комнате РЕШЕНИЕ 01 августа 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пановой И.В., при участии прокурора Нужной Н.В., представителя ответчика- Вепревой О.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №; представителя третьего лица МБУ «Управление городского хозяйства» - Трусовой Е.В. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>1; при секретаре Левиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № по искупрокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о понуждению к ликвидации несанкционированной свалки, №">УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес>, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд с иском к Администрации Качканарского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной у дороги, граничащей с лесом и коллективным са<адрес>. В соответствии с п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ч. 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ч. 3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №З «Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ч.1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды. Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органом местного самоуправления, обязанные принимать меры по их выявлению и их ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве способа защиты гражданских прав, предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит обязать Администрацию Качканарского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходовликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, Определением Качканарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к делу привлечено третье лицо - МБУ «Управление городского хозяйства» (л.д.7). В судебном заседании прокурор Нужная Н.В. поддерживает свои требования в полном объеме. Представитель ответчика Вепрева О.Д. в судебном заседании исковые требования прокурора не признает, поскольку денежные средства, выделенные на эти цели в бюджете, закончились, других свободных бюджетных средств на эти цели пока нет, кроме того, даже при изыскании таких средств требуется не менее 2 месяцев для уборки свалки. Кроме того, считает, что данная свалка должна быть убрана за счет средств садоводов, несмотря на то, что коллективный сад не зарегистрирован как юридическое лицо, Администрация Качканарского городского округа работает в этом направлении. Представитель третьего лица МБУ «УГХ» Трусова Е.В. в судебном заседании поддерживает позицию ответчика, подтвердила, что свалка в районе коллективного сада № не убрана по тем же основаниям, о которых пояснила представитель Администрации Качканарского городского округа. Суд, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд. В соответствии с п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ч. 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ч. 3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды. Во исполнение вышеуказанных норм и в соответствии с Уставом Качканарского городского округа (ст.6 п.12) издано постановление Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № от ДД.ММ.ГГГГ, этим постановлением установлены сроки проведения работ по санитарной очистке территории Качканарского городского округа силами как организаций, так и МБУ «Управление городского хозяйства», уставной деятельностью которого является, в частности, организация сбора бытовых отходов, с привлечением работников учреждений и граждан. Как установлено в судебном заседании, подтверждается фотографиями, не отрицалось представителем ответчика и третьего лица, на участке в районе дороги, граничащей с лесом и 14-м коллективным садом <адрес> ( в лесной зоне возле дороги «Орленок» с правой стороны, с левой стороны поворот в 14-е коллективные сады) выявлено место складирования бытовых отходов (свалка). Данное понятие определено в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст с ДД.ММ.ГГГГ)- п.3.12,4.16. Также в соответствии с п. 4.13. этого же ГОСТа - несанкционированные свалки отходов - есть территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Кроме того, отходы потребления на территории поселения именуют муниципальными отходами. Земельный участок, где выявлена свалка, не сформирован, в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, в данном случае Качканарского городского округа, и в полномочия органа местного самоуправления входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На момент рассмотрения дела несанкционированное складирование муниципальных бытовых отходов в этом районе не ликвидировано. Представитель третьего лица Трусова Е.В. не отрицала зафиксированные прокурором факты незаконного размещения отходов вне объекта размещения отходов и захламления значительной части территории земельного участка в районе дороги, ведущей в коллективные сады №, а также необходимость очистки данной территории силами муниципалитета с привлечение сил садоводов. Финансирование данных расходов осуществляется в соответствии с Постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. постановлением Администрации Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена Комплексная экологическая программа Качканарского городского округа на 2011-2015 годы, где в п.3.7 Общегородских природоохранных мероприятий заложено МБУ «УГХ» на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок в 2012 году 200 000 руб. Доводы представителя ответчика Вепревой О.Д. об отсутствии финансирования на эти цели не могут быть приняты судом во внимание. Таким образом, Администрацией Качканарского городского округа не приняты организационные меры по выявлению и ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов на подведомственной ей территории, что приводит к удовлетворению требований прокурора в части обязания организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов. Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируются Федеральным законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ с последующими изм. и дополнениями. Суд учитывает необходимость Администрации Качканарского городского округа соблюдения норм данного закона, в части соблюдения сроков, а также положений раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении конкурсных процедур для выбора подрядчика по уборке свалок, что, по мнению суда, требует более длительного срока для принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки, чем один месяц. В связи с чем, в этой части требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. При вынесении решения суд обязан решить вопрос о взыскании госпошлины. Однако, органы местного самоуправления в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, в том числе, в качестве ответчика. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа об организации ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить частично. 1. Обязать Администрацию Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов в районе дороги, граничащей с лесом и 14-м коллективным садом <адрес> ( в лесной зоне возле дороги «Орленок» с правой стороны, с левой стороны поворот в 14-е коллективные сады) в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда И.В.Панова