Дело № Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 июля 2012г. Качканарский городской суд Свердловской области в составе судьи Кукорцевой Т.А., при секретаре Питиримовой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Качканарского городского округа о понуждении к выполнению действий, у с т а н о в и л: Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц Качканарского городского округа к названному ответчику о признании незаконными действий по неисполнению требований лесного и земельного законодательства, обязании ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на городские леса, расположенные на территории муниципального образования, установить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на кадастровый учет, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах полномочий, организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов. В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения лесного законодательства установлено, что на территории Качканарского городского округа находятся городские леса общей площадью 3645 га., которые в силу ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» отнесены к таковым, поскольку расположены на землях городских поселений. В лесных отношениях органы местного самоуправления участвуют от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах предоставленных им полномочий. На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, распоряжение, пользование такими лесными участками. Лесное законодательство предусматривает, что городские леса выполняют функцию защиты природных и иных объектов, мероприятия по защите лесов осуществляются органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. Право собственности на лесные участки подлежит государственной регистрации. На органы местного самоуправления также возложена обязанность ведения лесного государственного реестра. В нарушение лесного законодательства ответчик не установил границы городских лесов, регламент для каждой территориальной зоны не разработан, право собственности на лесные участки не зарегистрировано, не ведется государственный лесной реестр. Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха, естественной защиты от загрязнения окружающей среды, нарушает права граждан на благоприятную окружающую природную среду. В судебном заседании помощник прокурора Садыков Е.А. поддержал изложенные в иске требования. Представитель ответчика Напольских А.А. по доверенности в судебном заседании просил в иске отказать. Он пояснил, что в соответствии с ФЗ № 131 администрация не вправе регистрировать свое право на леса, находящиеся в границах муниципального округа и соответственно совершать действия по их учету. Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела. Истец и представитель ответчика не возражали рассматривать дело в отсутствие представителя 3-го лица. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство. Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа. Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В силу п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. При рассмотрении данного дела стороны не представили доказательств, которые бы подтверждали разграничение государственной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, у ответчика - администрации Качканарского городского округа обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на городские леса не может возникнуть. Вместе с тем, ответчику - администрации Качканарского городского округа ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» вменена обязанность осуществлять распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством. По смыслу законодательства, регулирующего правоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие разграничения государственной собственности и соответственно факта регистрации права собственности за муниципальным образованием на земельные участки, занятые лесами, органы местного самоуправления обязаны проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции. Следовательно, при рассмотрении данного дела необходимо руководствоваться п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей лесохозяйственный регламент нормативным актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Порядок проведения лесоустройства определяется в Правилах проведения лесоустройства, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 377 от 18.06.2007г. Согласно указанным Правилам лесоустройство включает в себя - проектирование лесничеств и лесопарков, - проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков леса, - проектирование лесных участков, - закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, защитных лесов, лесных участков, - таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов), - проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводство лесов. Указанное постановление определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе обеспечение проектирования лесных участков, закрепление на местности местоположения их границ. Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В ст. 1 этого Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. Из анализа норм названного выше Закона следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Границы лесных участков определяются в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч.3 ст. 23 Лесного кодекса РФ). Из иска следует, что на территории Качканарского городского округа имеются городские леса общей площадью 3645 га. Этот факт ответчиком в судебном заседании не оспаривался. Кроме того, он подтвержден также письмом заместителя глав администрации городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4). Этим же письмом представителем администрации Качканарского городского округа подтверждается, что органом местного самоуправления никаких мероприятий, связанных с лесоустройством, не проводилось. Представитель ответчика в судебное заседание документов, которые бы подтвердили иное, не представил. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в части осуществления лесопользования городскими лесами подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично. В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать администрацию Качканарского городского округа: -установить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на кадастровый учет, -разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов. Осуществлять ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий, Организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде. Судья Качканарского городского суда Т.А.Кукорцева