Гражданское дело № полный текст решения в совещательной комнате РЕШЕНИЕ 06 августа 2012 года Качканарский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пановой И.В., при участии прокурора Нужной Н.В., представителя третьего лица МБУ «Управление городского хозяйства» -Даниловой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; при секретаре Левиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа о понуждению к организации ликвидации несанкционированной свалки, №">УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес>, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд с иском к Администрации Качканарского городского округа о понуждении к организации ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной у дороги, граничащей с лесом и коллективными садами 1-3 <адрес>, поворот налево с главной дороги, ведущей в коллективные сады №. В соответствии с п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ч. 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ч. 3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №З «Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ч.1,2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды. Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органом местного самоуправления, обязанные принимать меры по их выявлению и их ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве способа защиты гражданских прав, предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Просит обязать Администрацию Качканарского городского округа в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов. Определением Качканарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к делу привлечено третье лицо - МБУ «Управление городского хозяйства» (л.д.6-7). В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования в части места расположения свалки - вдоль грунтовой дороги, ведущей вдоль Нижне-Выйского водохранилища в коллективные сады № (в 100 метрах справа от поворота асфальтированной дороги, ведущей в 1-е коллективные сады). В судебном заседании прокурор Нужная Н.В. поддерживает свои требования в полном объеме. Представители ответчика в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают свою позицию, высказанную ранее, согласно которой исковые требования прокурора не признают, поскольку данная преграда для автомобилей не является свалкой, строительный мусор был специально расположен таким образом, чтобы прекратить въезд автомобилей в район водохранилища, кроме того, ссылаются на отсутствие финансирования данных расходов. Представитель третьего лица МБУ «УГХ» Данилова Е.Ю. в судебном заседании поддерживает позицию ответчика, указав, что свободных денежных средств для уборки свалок в бюджете города не имеется. Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации и муниципальных образований. Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд. В соответствии с п.п. 11,24 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления закреплены в ч. 3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в ч. 3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №З«Об отходах производства и потребления», п. 12 ч.1 ст.6 Устава Качканарского городского округа, принятого решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ч.1,2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления. Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в качестве одного из принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды. Во исполнение вышеуказанных норм и в соответствии с Уставом Качканарского городского округа (ст.6 п.12) издано постановление Администрации Качканарского городского округа «Об организации работ по санитарной уборке территории Качканарского городского округа в 2012 году» № от ДД.ММ.ГГГГ, этим постановлением установлены сроки проведения работ по санитарной очистке территории Качканарского городского округа силами как организаций, так и МБУ «Управление городского хозяйства», уставной деятельностью которого является, в частности, организация сбора бытовых отходов. Как установлено в судебном заседании, подтверждается фотографиями, на участке вдоль грунтовой дороги, ведущей вдоль Нижне-Выйского водохранилища в коллективные сады № (в 100 метрах справа от поворота асфальтированной дороги, ведущей в 1-е коллективные сады) выявлено место складирования бытовых отходов (свалка). Данное понятие определено в ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст с ДД.ММ.ГГГГ)- п.3.12,4.16. Также в соответствии с п. 4.13. этого же ГОСТа - несанкционированные свалки отходов - есть территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Кроме того, отходы потребления на территории поселения именуют муниципальными отходами. Земельный участок, где выявлена свалка, не сформирован, в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, в данном случае Качканарского городского округа, и в полномочия органа местного самоуправления входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Представители ответчика и третьего лица не отрицали зафиксированные прокурором факты размещения строительного мусора на спорной территории, считают, что данная преграда для автомобилей была специально сформирована и не является свалкой. Между тем, как видно из фотографий, исследованных в ходе судебного разбирательства, кроме строительного мусора вдоль грунтовой дороги, ведущей вдоль Нижне-Выйского водохранилища в коллективные сады № (в 100 метрах справа от поворота асфальтированной дороги, ведущей в 1-е коллективные сады) находится и бытовой мусор, что позволяет его отнести к муниципальным отходам. Отсутствие финансирования в бюджете Качканарского городского округа на эти цели не могут быть приняты судом во внимание и являться основанием для отказа в иске. Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией Качканарского городского округа не приняты организационные меры по ликвидации несанкционированного размещения бытовых отходов на подведомственной ей территории, что приводит к удовлетворению требований прокурора в части обязания организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов. Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируются Федеральным законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ с последующими изм. и дополнениями. Суд учитывает необходимость Администрации Качканарского городского округа соблюдения норм данного закона, в части соблюдения сроков, а также положений раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении конкурсных процедур для выбора подрядчика по уборке свалок, что, по мнению суда, требует более длительного срока для принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки, чем один месяц. В связи с чем, в этой части требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. При вынесении решения суд обязан решить вопрос о взыскании госпошлины. Однако, органы местного самоуправления в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены, в том числе, в качестве ответчика. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Качканарского городского округа об организации ликвидации несанкционированной свалки, удовлетворить частично. 1. Обязать Администрацию Качканарского городского округа организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов вдоль грунтовой дороги, ведущей вдоль Нижне-Выйского водохранилища в коллективные сады № (в 100 метрах справа от поворота асфальтированной дороги, ведущей в 1-е коллективные сады) в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд. Судья Качканарского городского суда И.В.Панова