Решение по иску прокурора в интересах Иванникова к администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2012г. Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кукорцева Т.А.,

при секретаре Тишковой С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Качканара к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Качканарского городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Качканара, действуя в интересах Иванникова С.И., обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, администрации Качканарского городского округа о предоставлении жилого помещения Иванникову С.И., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование иска указано, что Иванников С.И., в интересах которого прокурор обратился в суд, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать умерла, отец лишен родительских прав по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Иванников С.И. был передан под опеку ФИО3. На основании постановления Главы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Иванников С.И. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По достижению совершеннолетия Иванников С.И. жилье не получил, на данный момент не имеет собственного жилья, не имеет возможности защитить свои права, поэтому просил прокурора защитить свои права.

Прокурор <адрес> в интересах Иванникова С.И. просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Иванникова С.И. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа. Просит обязать администрацию Качканарского городского округа предоставить жилое помещение Иванникову С.И. по договору социального найма.

В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес> Мирошник П.В. - исковые требования поддержал и суду пояснил, что Иванников С.И. относится к категории детей-сирот, по достижению ему возраста 18 лет не был обеспечен жилым помещением, проживает с опекуном в ее квартире. Постановлением Главы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

В судебном заседании Иванников С.И. исковые требования прокурора поддержал и суду пояснил, что в настоящее время проживает в квартире бабушки. С отцом отношений не поддерживает, о его месте нахождения ему неизвестно. Своего жилья не имеет.

Представители ответчиков Министерства строительства и архитектуры <адрес> и администрации Качканарского городского округа в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается судебными извещениями и реестром отправленной корреспонденции. Их извещение суд признает надлежащим, причины неявки их представителей суду неизвестны, ходатайств от них не поступало, поэтому в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд признает неявку представителей ответчиков неуважительной и с учетом мнения явившихся участников процесса считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения <адрес> по городу Качканару Быкова Ю.Е. по доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> поддержала.

Представители третьих лиц - Министерства финансов <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились, направили отзывы на иск, где просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Так, из отзыва Министерства финансов <адрес> следует, что в предоставлении жилья детям-сиротам Министерство финансов <адрес> не участвует, все юридически значимые действия по этому вопросу должны совершать органы местного самоуправления.

Из отзыва Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» следует, что в <адрес> существует утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ПП «Порядок обеспечения в 2011-2015г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения». В соответствии с этим Порядком главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011-2015г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и архитектуры <адрес>. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для этой категории граждан, является Фонд. Фонд размещает государственный заказ и заключает контракты на строительство жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств, передает жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, в казну <адрес> и государственный жилищный фонд <адрес> в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные жилые помещения после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Фонд также направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений с указанием их площади, на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам направляет в Министерство строительства и архитектуры <адрес> сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений для подготовки приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении жилых помещений детям-сиротам. Из отзыва также следует, что указанный порядок не предусматривает обеспечение жильем детей-сирот по решениям судом. Предоставление им жилья по решениям судом нарушает права детей-сирот, не обращавшихся в суд.

Суд, учитывая мнение участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные документы, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Иванников Сергей Игоревич ДД.ММ.ГГГГ года рождения передан под опеку ФИО3, бабушки Иванникова С.И. (л.д.5). Мать Иванникова С.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав решением Качканарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.7-8). В постановлении также указано, что несовершеннолетний Иванников С.И. не имеет имущества и жилой площади на территории Качканарского городского округа.

Постановлением главы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Иванников С.И. 1993 года рождения признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет во внеочередной список очередности граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.6).

Иванников С.И. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.11), но там не проживает. По данному адресу его семья проживала до смерти матери. На данный момент Иванников С.И. проживает с бабушкой ФИО3 по адресу: <адрес>, 11 микрорайон, <адрес>. Другого жилья у него нет, что подтверждается информацией из БТИ и федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, Иванников С.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения им совершеннолетнего возраста его мать умерла, а отец лишен родительских прав на основании решения суда. Закрепленного жилья за Иванниковым С.И. не имеется, он постановлен на учет и включен во внеочередной список на получение жилой площади.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с решением Качканарской Городской Думы от 27 октября 2005 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Качканарского городского округа, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма в размере 20-33 кв.м. для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры.

Таким образом, установлено, что Иванников С.И. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, достиг совершеннолетнего возраста, в связи с чем его пребывание по месту жительства опекуна должно быть окончено, и до настоящего времени он остается необеспеченным благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам, в настоящее время не имеет собственного постоянного жилья, пригодного для проживания, а также материальных средств для его приобретения, в связи с чем требования прокурора должны быть удовлетворены.

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 года № 84-ПП «Об утверждении порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В силу п.2 данного Порядка в соответствии с областной целевой программой "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п. 12 указанного порядка Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

В соответствии с п.13 порядка - Приказы министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> с детьми-сиротами договоров социального найма жилых помещений.

Исходя из анализа указанных норм права, именно Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями предоставленными Правительством Свердловской области осуществляется направление средств областного бюджета (по приказу Министра строительства и архитектуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

В связи с вышеизложенным, именно на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области должны быть возложены вышеуказанные обязанности в соответствии с его полномочиями, предусмотренными указанным Порядком.

Доводы о нарушении предоставлением жилья истцу Иванникову С.И. права на внеочередное предоставление жилья другим гражданам, включенным в список ранее него, являются несостоятельными. Для данной категории граждан закон не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, граждане указанной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) и обеспечиваются жильем вне очереди (ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

В соответствии с п.8 Порядка - жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Принимая во внимание Постановление правительства Свердловской области от 26.04.2012г. № 417 ПП о реорганизации Министерства строительства и архитектуры и его переименовании, ответчиком по данному делу следует считать Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Иванникова Сергея Игоревича удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Иванникова Сергея Игоревича с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Качканарского городского округа.

Обязать администрацию Качканарского городского округа заключить с Иванниковым С.И. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения через Качканарский городской суд.

Судья Качканарского городского суда                               Т.А.Кукорцева