... Дело № 2- 620/2010 Именем Российской Федерации с. Кабанск 19 августа 2010 года Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Максимова А.А., с участием прокурора Амбаевой И.Д., при секретаре Зориной В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района к администрации МО СП «Твороговское» об обязании администрации МО СП «Твороговское» ликвидировать три несанкционированные свалки, расположенные на территории МО СП «Твороговское»: ... Прокурор обратился в суд с указанным иском к администрации МО СП «Твороговское», мотивируя свои доводы допущенными со стороны администрации МО СП «Твороговское» нарушениями требований законодательства об охране окружающей природной среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В судебном заседании прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ ввиду досудебного урегулирования спора и устранения нарушений законодательства заявил отказ от иска в части понуждения МО СП «Твороговское» ликвидировать одну несанкционированную свалку, расположенную на территории МО СП «Твороговское»: несанкционированную свалку общей площадью 1 га с левой стороны в конце ..., о чем представил письменное заявление, отказ судом принят. Участвующий в деле прокурор Амбаева И.Д. на требованиях в части понуждения администрации МО СП «Твороговское» ликвидировать две несанкционированные свалки, расположенные на территории МО СП «Твороговское»: ... представляющую собой пять бетонированных емкостей размером 4х4х4 м., несанкционированную свалку общей площадью 2, 5 га ..., слева от автомобильной дороги в сторону с..., настаивала, суду дала пояснения в объеме искового заявления. Дополнительно суду пояснила, что указанную в иске одну несанкционированную свалку, расположенную на территории МО СП «Твороговское»: несанкционированную свалку общей площадью 1 га с левой стороны в конце ... ответчик ликвидировал? ввиду чего в данной части прокурором заявлен отказ от иска. Представитель ответчика администрации МО СП «Твороговское» - глава МО СП Мухин С.А., действующий на основании устава, уточненные истцом с учетом частичного отказа исковые требования признал, суду пояснил, что несанкционированную свалку общей площадью 2, 5 га на въезде в ..., слева от автомобильной дороги в сторону ... ликвидировали на 60 %, будет в 2010 г. ликвидирована в полном объеме, ..., представляющую собой пять бетонированных емкостей размером 4х4х4 м. в 2010 г. ликвидировать не удастся ввиду отсутствия необходимых средств. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Кабанского района в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории МО СП «Твороговское», проведенной с привлечением специалистов Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса, установлено, что на территории МО СП «Твороговское» расположены три несанкционированные свалки: - несанкционированная свалка в 200 метрах на выезде из ..., представляющая собой пять бетонированных емкостей размером 4х4х4 м.; - несанкционированная свалка общей площадью 2, 5 га на въезде в ..., слева от автомобильной дороги в сторону ...; - несанкционированна свалка общей площадью 1 га с левой стороны в конце ... ... что подтверждается справкой прокуратуры Кабанского района от Дата обезличена г. о результатах проверки, справкой Бурприроднадзора от Дата обезличена г. о результатах проверки, ответом администрации МО СП «Твороговское» от Дата обезличена г., не оспаривается ответчиком. В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В статье 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно требованиям статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе и радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В нарушение вышеперечисленных требований федерального законодательства на территории МО СП «Твороговское» расположены две несанкционированные свалки: - несанкционированная свалка в 200 метрах на выезде из ..., представляющая собой пять бетонированных емкостей размером 4х4х4 м.; - несанкционированная свалка общей площадью 2, 5 га на въезде в ..., слева от автомобильной дороги в сторону .... Допущенные нарушения федерального законодательства ставят под угрозу конституционные права населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ, так как наличие несанкционированных свалок в МО СП «Твороговское» способно повлечь загрязнение окружающей природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения. Государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации МО СП «Твороговское» в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Кабанского района удовлетворить. Обязать администрацию МО СП «Твороговское» ликвидировать две несанкционированные свалки, расположенные на территории МО СП «Твороговское»: - несанкционированную свалку в 200 метрах на выезде из ..., представляющую собой пять бетонированных емкостей размером 4х4х4 м.; - несанкционированную свалку общей площадью 2, 5 га на въезде в ..., слева от автомобильной дороги в сторону .... На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение 10 дней. Судья подпись А.А. Максимов ...