решение от11.10.2010 года



Дело № 2- 778/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 11 октября 2010 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Максимова А.А.,

с участием прокурора Свечиновой И.Н.,

при секретаре Зориной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района к администрации МО СП «...» об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, располагающихся на территории МО СП «...», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... района обратился в суд с иском к администрации МО СП «...» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 150 метрах от дороги по направлению в с. ... общей площадью 1, 2 га, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, располагающихся на территории МО СП «...», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ ввиду досудебного урегулирования спора и устранения нарушений законодательства заявил отказ от иска в части обязания администрации МО СП «...» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 150 метрах от дороги по направлению в с. ... общей площадью 1, 2 га, о чем представил письменное заявление, отказ судом принят.

Участвующий в деле прокурор Свечинова И.Н. на требованиях в части понуждения администрации МО СП «...» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, располагающихся на территории МО СП «...», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями настаивала, суду дала пояснения в объеме искового заявления. Дополнительно суду пояснила, что указанная в иске несанкционированная свалка на территории МО СП «...» ответчиком ликвидирована? ввиду чего в данной части прокурором заявлен отказ от иска. В нарушение СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест» администрацией МО СП не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, в т.ч. не обеспечен вывоз отходов в течении трех суток в холодное время, в течение суток в теплое время, график сбора и вывоза отходов не согласован с санэпидслужбой.

Представитель ответчика администрации МО СП «...» - глава МО СП Власов В.Ф., действующий на основании устава, уточненные истцом с учетом частичного отказа исковые требования не признал, суду пояснил, что территория поселения загрязняется приезжающими на отдых туристами, бюджетных средств на полную очистку территории поселения нет, в населенных пунктах имеются деревянные и металлические контейнеры для сбора отходов и мусора, решением Совета депутатов МО СП от ... г. № ... принято положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО СП «...», срок сбора и вывоза отходов и мусора - ежеквартально.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой ... района в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории МО СП «...», проведенной с привлечением специалистов Республиканской службы по контролю и надзору в сфере природопользования, охраны окружающей среды и леса, установлено, что на территории МО СП «...» в населенных пунктах с. ..., с. ..., п. ... не организован надлежащим образом сбор и вывоз бытовых отходов, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Данные факты подтверждаются информациями администрации МО СП «...» № ... от ... г., № ... от ... г., согласно которым сбор и вывоз мусора с территории населенных пунктов с. ..., с. ..., п. ... осуществляется 1 раз в квартал с предварительным уведомлением жителей села о дате и времени прибытия автотранспортного средства путем заблаговременного размещения объявления на общедоступных местах. В с. ... специализированных контейнеров для мусора не имеется, в п. ... контейнеры размещены на территории баз отдыха «...», «...», «...», в с. ... установлено 6 контейнеров, что является недостаточным для населенных пунктов.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно требованиям статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе и радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Аналогичные требования предусмотрены статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В статье 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы (п. 1.7); при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 22.1); Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями(п. 2.2.3)

С учетом изложенного иск прокурора ... района подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации МО СП «...» в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора ... района удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «...» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, располагающихся на территории МО СП «...», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья А.А. Максимов