решение от 07.12.2010 г.



Дело № 2-950/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе:

Судьи Дампиловой Ц.В.,

С участием прокурора Свечиновой И.Н.,

При секретаре Темниковой Л.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Т» о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратур Кабанского района по результатам проверки соблюдения трудовых прав инвалидов обратился в суд с иском к ООО «Т», мотивируя следующим.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества социальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно статье 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Статьей 3 Закона РБ «О квотировании рабочих мест для инвалидов по Республике Бурятия» устанавливается квота в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.

В соответствии с пунктом 1.3 Постановления Правительства РБ №236 «О мерах по реализации Закона РБ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в РБ» квота для трудоустройства инвалидов – это минимальное количество рабочих мест__(в процентах от среднесписочной численности работников) для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в отношении инвалидов, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имеют рекомендации к труду.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается на один календарный год не позднее 15 октября предшествующего года.

Для ООО «Т» установлена квота в количестве 13 рабочих мест.

В соответствии со статьей 24 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В нарушение указанных требований закона ООО «Т» установленная квота для трудоустройства инвалидов не соблюдается. В ООО «Т» работают 8 инвалидов.

Из информации, представленной ООО «Т», следует, что невыполнение квоты связано с невозможностью привлечения инвалидов к работе, так как деятельность предприятия относится к 9 классу профессионального риска.

В соответствии с пунктами 3.6 Постановления Правительства РБ №236 «О мерах по реализации Закона РБ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в РБ» при наличии условий, предусмотренных пунктом 3.5 Постановления Уполномоченным органом по ходатайству работодателя может быть принято решение об уменьшении размера квоты, о приостановлении ее действия либо об отмене.

В отношении ООО «Т» Уполномоченным органом решения об уменьшении размера квоты, приостановлении действия, отмене не принималось.

По сведениям, представленным ГУ «Центр занятости населения Кабанского района», за 1 полугодие ДД.ММ.ГГГГ года в поиске подходящей работы в ГУ ЦЗН обратилось <данные изъяты> инвалидов, в качестве безработных признан <данные изъяты> инвалид.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона РБ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Бурятия» выполнением квоты считается трудоустройство работодателем в счет квоты инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, с учетом уже работающих инвалидов, ранее принятых на работу в данной организации.

Таким образом, в результате несоблюдения квоты для трудоустройства инвалидов и отсутствия вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов в ООО «Т» нарушаются права на труд инвалидов, обращающихся для трудоустройства в центр занятости населения, что является недопустимым.

В порядке ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц - инвалидов, которые находятся в поиске работы.

В судебном заседании помощник прокурора С. уточнила требования и просила обязать ООО «Т» (далее читать-ООО) создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на ДД.ММ.ГГГГ для трудоустройства инвалидов 11 рабочих мест.

На ДД.ММ.ГГГГ ООО предоставлено в Центр соцподдержки сведения на 4 квартал о среднесписочной численности работников 441 человек, 3% квоты составляет 13 человек. Однако практика Министерства соцзащиты и Центра соцподдержки населения по корректировке квоты ежемесячно и ежеквартально незаконна, так как противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам. Квота устанавливается один раз на год и должна действовать в течение года. Решений Уполномоченного органа по ходатайству работодателя об уменьшении размера квоты не принималось.

В ООО фактически 5 рабочих мест для инвалидов, т.е. необходимо дополнительно создать или выделить рабочие места ( т.е. создать вакансии) в счет квоты для 6 человек. Также можно заключать договора с организациями, где инвалидов работает больше, чем им положено по квоте, на использование их рабочих мест. С формой такого договора можно ознакомиться в Центре соцподдержки населения.

Представитель ответчика ООО «Т» П., действующая по доверенности, возражала против иска, пояснив, что на заводе 9 класс профриска, они не отказывали в работе инвалидам, инвалидов к ним Центр занятости не направлял.

У них есть 5 рабочих мест для инвалидов, а фактически работает 4 человека, так как один недавно уволился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 24 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Согласно статье 21 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Статьей 3 Закона РБ «О квотировании рабочих мест для инвалидов по Республике Бурятия» устанавливается квота в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.

В соответствии с пунктом 1.3 Постановления Правительства РБ №236 «О мерах по реализации Закона РБ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в РБ» квота для трудоустройства инвалидов – это минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников) для инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в отношении инвалидов, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имеют рекомендации к труду.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается на один календарный год не позднее 15 октября предшествующего года.

Для ООО «Т» на ДД.ММ.ГГГГ установлена квота от среднесписочной численности работников 352 человека -в количестве 11 рабочих мест.

Судом установлено, что впоследствии среднесписочная численность работников ООО менялась и Министерство социальной защиты РБ в лице РГУ Центр социальной поддержки населения по РБ менял квоту ежеквартально, что подтверждается уведомлениями на 2 и 4 квартал 2010 года.

На 23.11.2010г. среднесписочная численность работников составляла 441 человек, квота 13 человек, что удостоверяется Уведомлением № 2 от 23.11.2010 года.

Установлено, что в ООО фактически трудоустроено 5 инвалидов, из них одна ставка вакантна, следовательно, имеет место невыполнение квоты на 6 человек из расчета квоты, выданной на 2010 год в количестве 11 единиц.

Цифры квоты о 13 единицах на ДД.ММ.ГГГГ, указанные в Перечне организаций и количество квотных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, установленных на 2010 год ( откорректирован по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), представленном РГУ «Центр социальной поддержки населения», незаконны, так как практика ежемесячной и ежеквартальной корректировки квоты противоречит Постановлению Правительства РБ № 236 от 01.08.2006 года с изм. На 27.05.2010г..

Довод представителя ответчика П., что среднесписочная численность работников фактически составляла на август 2010г. -441 человек; на сентябрь-443; на октябрь -426; на ноябрь-431 не имеет правового значения для разрешения спора, так как при расчете квоты 3% от среднесписочного состава это составляет 13 человек.

В настоящее время необходимо руководствоваться квотой, установленной на 01.01.2010 года, в количестве 11 единиц. Следовательно, при наличии 5 рабочих мест для инвалидов ответчику необходимо до конца 2010 года создать или выделить рабочие места по квоте в количестве 6 единиц. Данная норма ст. 24 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.в редакции от 24.07.2009г. является императивной.

Согласно ст. 103 ч.1 ГПК РФ взыскать с ответчика госпошлину в госдоход в сумме <данные изъяты> рублей.

…Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Кабанского района удовлетворить.

Обязать ООО «Т» создать или выделить места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты 11 человек для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с ООО «Т» госпошлину в госдоход в сумме <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд РБ через Кабанский райсуд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья Дампилова Ц.В.