решение от 20.12.2011 г.



Дело № 2-983/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе:

Судьи Дампиловой Ц.В.,

С участием прокурора Свечиновой И.Н.,

При секретаре Темниковой Л.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кабанского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Аптека » об установлении наружного пандуса на входной группе, взыскании госпошлины в госдоход,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кабанского района обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения аптечными учреждениями, действующими на территории <адрес> РБ, лицензионных требования к фармацевтической деятельности в части обеспечения помещений аптек входом (выходом) для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

В ходе проверки установлен факт отсутствия на входной группе в помещении аптеки МУП «Аптека », расположенной по адресу <адрес>, устройства для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандуса.

Согласно п.3 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). .. беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению Фармацевтической деятельности, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ № 416 от 6 июля 2006 года.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленных к ним требованиям.

В соответствии с подпунктом «в» п.4 вышеназванного Положения, лицензионным требованием и условием при осуществлении фармацевтической деятельности являются соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средств.

В данном случае подлежит применению Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ступивший в силу с 1 сентября 2010 года и содержащий аналогичные требования к розничной торговле лекарственными средствами в статье 55 Закона.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 года № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.007-2003 Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

В силу пункта 3.1 указанного Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены Строительными нормами и правилами 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и строений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Пункт 3.14 указанного СНиП 35-01-2001 предусматривает, что поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании.

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» - не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.

В соответствии с требованиями п. 2.39 СНиП 35-01-2001 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 0,1 м., в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.

Пунктом 3.29 СНИП 35-01 -2001 установлено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.

Проверкой установлено, что в нарушение приведенных выше норм вход в помещение аптеки МУ11 «Аптека », расположенном по адресу: <адрес>, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом, что является нарушением установленных законодательством в области
фармацевтической деятельности лицензионных требований, предусмотренных пунктами «а», «в» пункта 4 Положения о лицензировании.

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Учитывая, что деятельность аптеки МУП «Аптека » по розничной торговле лекарственных средств в соответствии со ст. 426 ГК РФ основана на заключении публичного договора розничной купли-продажи с каждым покупателем, невозможно определить круг маломобильных групп населения, чьи конкретно права и законные интересы нарушаются (инвалиды первой, второй и третьей групп, вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы, с детства и др.), и привлечь их в процессе в истцов не представляется возможным, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прошу обязать МУП «Аптека » установить наружный пандус на входной группе аптеки МУП «Аптека », расположенного по адресу: <адрес>, с углом наклона от 8% до 10%, шириной не менее 1 метра, выполненного из твердого материала, не допускающего скольжения при намокании.

В судебном заседании помощник прокурора С. на требовании настаивала и пояснила, что при дополнительной проверке установлено, что высота ступени крыльца аптеки составляет более 5 см. Нормативными актами не установлен предел высоты ступени, при которой отсутствует необходимость устройства пандуса. Следовательно, в конкретном случае капитальный пандус должен быть установлен.

Представитель ответчика «Аптеки », извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился, причину не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 года № 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.007-2003 Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее-Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

В силу пункта 3.1 указанного Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены Строительными нормами и правилами 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и строений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Пункт 3.14 указанного СНиП 35-01-2001 предусматривает, что поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании.

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» - не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.

В соответствии с требованиями п. 2.39 СНиП 35-01-2001 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 0,1 м., в остальных случаях принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.

Пунктом 3.29 СНИП 35-01 -2001 установлено, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). .. беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Судом установлено, что на входной группе в помещении аптеки МУП «Аптека », расположенной по адресу <адрес>, отсутствует устройство для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения- пандус. Доказательствами по делу являются: справка от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки аптеки, которой установлено отсутствие на входной группе помещения аптеки устройства для беспрепятственного доступа маломобильных граждан, вход представляет собой бетонное крыльцо с одной ступенькой; по результатам дополнительного осмотра, оформленного письмом за подписью заместителя руководителя администрации МО «Кабанский район» по ЖКХиУМИ Л., установлено, что высота ступени крыльца аптеки превышает 5 см.

Таким образом, МУП «Аптека » не предусмотрена возможность входа (выхода) в аптеку людям с нарушением опорно-двигательного аппарата, что является нарушением пп.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 416 от 06.07.2006г. в редакции от 24.09.2010г. в части касающейся продажи лекарственных средств.

В соответствии с правилами ст. 103 п.1 ГПК РФ взыскать с МУП «Аптека » госпошлину в госдоход в сумме <данные изъяты> рублей.

…Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кабанского района удовлетворить.

Обязать МУП «Аптека » <адрес> установить наружный пандус на входной группе с углом наклона от 8% до 10%, шириной не менее 1 метра, выполненного из твердого материала, не допускающего скольжения при намокании.

Взыскать с МУП «Аптека » госпошлину в госдоход в сумме <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд РБ через Кабанский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья Дампилова Ц.В.