Дело № 2-321/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе:
Судьи Дампиловой Ц.В.,
С участием прокурора Батоева С.Б.,
При секретаре Темниковой Л.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «К.» об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Кабанского района в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
В. обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском в суд, мотивируя следующим.
На территории МО «К.» отсутствуют полигоны бытовых и промышленных отходов, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов не организована, однако на территории района имеется 24 санкционированные свалки и 17 несанкционированных свалок.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001г. № 607-ст, захоронение, утилизация и переработка –это разная деятельность.
В представленной прокуратуру «Генеральной схеме очистки территорий района от твердых бытовых и промышленных отходов МО «К.» не предусмотрены мероприятия утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а регламентируют лишь сбор и вывоз бытовых отходов.
В судебном заседании прокурор Б., действующий по доверенности, на требовании настаивал по заявленным основаниям.
Представитель ответчика Администрации МО «К.» О., действующий по доверенности, иск не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Кабанский районный суд вынес решение, которым обязал администрацию района создать полигон ТБО для МО СП «С.», основанием иска была обязанность администрации района организовать переработку и утилизацию бытовых отходов. На настоящее время запланировано строительство полигона ТБО в местности <адрес>, который будет обслуживать в части переработки и утилизации всю территорию района.
На вопрос суда пояснил, что по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ. решен вопрос о выделении земельного участка, проектно-сметная документация и другие документы не готовы, планируют их сделать в будущем, в какие сроки - не знает.
Представитель 3 лица Управления Роспотребнадзора РБ Т. действующий по доверенности, поддержал требование прокурора и показал, что при выборе земельного участка было много проблем, связанных из-за близости к озеру Байкал. В задумках организация вывоза ТБО из всех сельских поселений на этот полигон.
Первоначальный этап утилизации-это раздельная сортировка отходов, складирование и дальнейшее повторное использование.
Представитель 3 лица Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, лесному контролю и надзору в сфере природопользования, извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, представителя ответчика и 3-го лица, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно пп.14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. с последующими изменениями к вопросам местного значения муниципального района, решение которых возложено на органы местного самоуправления, относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В Уставе МО «Кабанский район», утвержденном решением сессии Кабанского районного Совета № 117 от 29.06.2005г., данная норма ст. 15 пп.4 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 продублирована в статье 7пп.15.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и статье 11 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав жителей Кабанского района на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что на территории Кабанского района не осуществляется утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов при наличии 24 санкционированных свалок и 17 несанкционированных свалок. При этом санкционированные свалки не отвечают требованиям полигона ТБО по нормам законодательства.
Кабанский районный суд вынес ДД.ММ.ГГГГ решение по гражданскому делу №, которым обязал МО «К.» создать на территории МО «К.» полигон твердых бытовых отходов для СП «С.». Однако данное решение до настоящего времени не исполнено, кроме выделения земельного участка в местности <адрес> <адрес>, проектно-сметная документация не разработана по причине отсутствия финансирования.
Довод представителя администрации района О. о прекращении производства по делу в связи с наличием указанного решения несостоятелен. Так, в силу абз.3 ст. 220 ГПК РФ дело подлежит прекращению в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Между тем, сторонами этих двух дел дела являются разные прокуратуры РБ, основания иска разные для создания полигона ТБО и организации утилизации и переработки ТБО, так как полигон предназначен для изоляции и обезвреживания ТБО, а утилизация и переработка возможны на полигоне в случае, если эта деятельность предусмотрена проектом.
Из ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. с последующими изменениями следует, что понятие: размещение отходов-это хранение и захоронение отходов в специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов ( в т.ч. полигон).
Из п.2.1 Санитарных Правил СП 2.1.7. 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» следует, что «полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов.
Следовательно, переработка бытовых и промышленных отходов осуществляется в результате деятельности по обезвреживанию, захоронению, или дальнейшему использованию в специально оборудованном сооружении ( в т.ч. на полигоне) в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. с последующими изменениями относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В связи с обоснованностью требований прокурора иск подлежит удовлетворению.
…Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск В. удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «К.» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории <адрес> в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд РБ через Кабанский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.
Судья Дампилова Ц.В.