Дела № 2-537; 538; 539; 540; 541; 570; 571; 574; 596/2012 Именем Российской Федерации 04 июля 2012 года Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе: судьи Дампиловой Ц.В., при секретаре Темниковой Л.В., с участием истцов Бурлаковой И.С., Исмагиловой С.М., Хайрулиной В.И.; представителей ответчика –директора Асламовой А.С., Кибиревой А.Н., действующей по доверенности от ...; Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Жарковой О.А., Маньковой О.И., Медведевой И.И., Хайрулиной В.И., Белоголовой Т.А., Шатохиной Т.А., Бурлаковой И.С., Перфильевой Е.В., Исмагиловой С.М. к МБОУ «<данные изъяты> СОШ №» о перерасчете заработной платы с учетом надбавки за педагогический стаж, взыскании задолженности по заработной плате, Истцы обратились с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа №» (далее - школа) о перерасчете заработной платы с учетом надбавки за педагогический стаж, взыскании задолженности по заработной плате. Определением суда от ... года производство по искам объединено в одно дело. Определением суда от ... года в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено МКУ «Районное управление образования» МО «<данные изъяты> район». В судебном заседании истцы Бурлакова, Исмагилова и Хайрулина на требованиях настаивали в объеме иска и пояснили, что доплачивать за педагогический стаж перестали в ... г. с переходом на новую систему оплаты труда. Раньше доплачивали за стаж, было различие зарплаты «стажистов» и молодых учителей. Истцы Белоголова, Перфильева и Медведева просили дело рассмотреть в их отсутствие (заявления). Истцы Жаркова, Манькова, Шатохина, извещены о рассмотрении дела, в суд не явились, причину не сообщили. Суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 и 5 ст. 167 ГПК РФ-соответственно. Представитель ответчика-директор МБОУ «<данные изъяты> СОШ №» Асламова исковые требования не признала, суду пояснила, что при введении новой системы оплаты труда доплата за педагогический стаж Методикой формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия № 289 от 18.09.2007 г., носящей для них рекомендательный характер, и постановлением администрации МО «<данные изъяты> район» «Об утверждении Методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений МО «<данные изъяты> район» № от ... г., тарификационными списками педагогических работников за ... гг., не предусмотрена, данной надбавки не стало с ... г., надбавку за стаж получают только работники, не осуществляющие учебный процесс, числящиеся в штатном расписании. Прежняя система оплаты труда с надбавкой за педстаж работы применяется только в вечерней школе – Учебно-консультационный пункт МБОУ «<данные изъяты> СОШ №». Низкая заработная учителей поселка <данные изъяты> в пределах ... рублей сложилась из-за подушевого финансирования, так как школы поселка относятся по нормативам к городским школам. Исходя из численности детей формируется Фонд заработной платы, финансируемый из республиканского бюджета. Учителя, участвующие в учебном процессе, выведены из штата, оплата производится по трудовым договорам за отведенные часы. Школа могла бы ввести надбавку за педагогический стаж, но в пределах Фонда заработной платы, т.е. тогда надо было бы убрать оплату за квалификацию, за звания и т.д. С этого года ввели новую Методику, которая «привязывается» к численности населения населенного пункта, но опять проблема, из-за численности населения поселка ... человек они не относятся к сельским школам, где оплата труда существенно выше. С ... года весь обслуживающий персонал выведут из штата и переведут на муниципальное финансирование, в связи с чем увеличится Фонд заработной платы, однако это не даст существенного повышения заработной платы. Представитель школы Кибирева поддержала позицию Асламовой. Третье лицо МКУ «Районное управление образования» администрации МО «<данные изъяты> район» извещено о рассмотрении дела, представитель в суд не явился, суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иски подлежащими оставлению без удовлетворения. Судом установлено, что истцы за исключением уволившихся Маньковой, Жарковой, Перфильевой, Медведевой работают учителями в школе, т.е. являются педагогическими работниками, непосредственно осуществляющими учебный процесс в МБОУ «<данные изъяты> СОШ №», являющемся юридическим лицом, учрежденным администрацией МО «<данные изъяты> район», что сторонами не оспаривается, подтверждается копиями трудовых книжек истцов и трудовыми договорами. Истцы обратились в суд с исками МБОУ «<данные изъяты> СОШ №» о понуждении произвести перерасчет заработной платы с учетом надбавки за педагогический стаж, взыскании задолженности по заработной плате, считая, что им неправомерно не выплачивают надбавку за педагогический стаж. До принятия Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ " и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, часть 4 статьи 143 Трудового кодекса РФ предусматривала установление тарифной системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. С 1 января 2005 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 143 Трудового кодекса РФ Федеральным законом N 122-ФЗ, которые позволили органам государственной власти субъектов РФ устанавливать тарифную систему оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения, а органам местного самоуправления - тарифную систему оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения. Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 9 апреля 2007 года N 228-р утвержден Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия на 2007 - 2009 годы, предусматривающий введение в общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия новой системы оплаты труда работников общего образования, в связи с чем было принято постановление Правительства Республики Бурятия от 6 июля 2007 года N 233 "О поэтапном переходе в 2007 - 2009 гг. на новую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия". Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 N 289 (ред. от 21.10.2011, с изм. от 18.01.2012) в связи с переходом на новую систему оплаты труда утверждена Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия (приложение N 1), не предусматривающая коэффициента (доплаты) за стаж педагогической работы, в силу ее пункта 1.2 в отношении муниципальных общеобразовательных учреждений Методика носит рекомендательный характер, решение о ее применении принимается органом местного самоуправления. Постановлением администрации МО «<данные изъяты> район» от ... г. № утверждена Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений <данные изъяты> района, не предусматривающая коэффициента (доплаты) за стаж педагогической работы. Пунктом 1 Постановления администрации МО «<данные изъяты> район» от ... г. № «О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений <данные изъяты> района и работников структурных подразделений (кроме аппарата управления и централизованной бухгалтерии) управления образования администрации МО «<данные изъяты> район» (п. 1.1 Постановления) утверждены Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования <данные изъяты> района (приложение № 1), в силу п. 2.2. которого размеры должностных окладов устанавливаются на основе базового оклада для педагогических работников общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс, согласно Постановления администрации МО «<данные изъяты> район» от ... г. №, Постановления администрации МО «<данные изъяты> район» от ... г. №; п. 2. данного Постановления предусмотрено осуществление с ... г. экспериментального внедрения отраслевой системы оплаты труда для работников муниципальных образовательных учреждений <данные изъяты> района (в т.ч. общеобразовательные школы). Постановлением администрации МО «<данные изъяты> район» № от ... г. утверждена Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений МО «<данные изъяты> район» (которым постановление от ... г. № признано утратившим силу), также не предусматривающая коэффициента (доплаты) за стаж педагогической работы. Постановлением администрации МО «<данные изъяты> район» № от ... г. «О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений <данные изъяты> района и работников структурных подразделений (кроме аппарата управления) МУ «Районное управление образования» Администрации МО «<данные изъяты> район» (признавшим утратившим силу Постановление от ... г. №) утверждены Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений образования (приложение №), в силу п. 2.2. которого размеры должностных окладов устанавливаются на основе базового оклада для педагогических работников общеобразовательных учреждений, непосредственно осуществляющих учебный процесс, согласно Постановления администрации МО «<данные изъяты> район» № от ... г. Тарификационными списками педагогических работников МБОУ «<данные изъяты> СОШ №» на ... учебные годы учителям, в т.ч. истцам, не предусмотрено начисление и выплата коэффициента за стаж педагогической работы, однако установлены повышающие коэффициенты деления классов, сложности и приоритетности предмета, квалификационной категории, звания и т.д., устанавливавшиеся как Методикой формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений <данные изъяты> района, утвержденной Постановлением администрации МО «<данные изъяты> район» от ... г. №, так и Методикой формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений МО «<данные изъяты> район», утвержденной Постановлением администрации МО «<данные изъяты> район» № от ... г. В Постановлении Конституционного Суда Республики Бурятия от 18.01.2012 "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия постановления Правительства Республики Бурятия от 18 сентября 2007 года N 289 "О системе оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия"……», которым пункт 1.2 Методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 г. N 289 "О системе оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия", не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 6, 11, 17, указано, что оспариваемые нормативные правовые акты в той части, в какой не содержат положений о повышающих коэффициентах к базовой части заработной платы педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, в зависимости от стажа работы, сами по себе не нарушают конституционных прав граждан. Вместе с тем, оспариваемые нормативные правовые акты не запрещают общеобразовательному учреждению самостоятельно устанавливать в локальных правовых актах стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы. Это согласуется с положениями пункта 12 раздела VI вышеназванного решения Российской трехсторонней комиссии, которым рекомендуется в трудовые договоры включать наряду с такими выплатами стимулирующего характера, как выплаты за интенсивность, качество выполняемых работ, высокие результаты работы и премиальными выплатами по итогам работы, также выплаты за стаж непрерывной работы в учреждении, выслугу лет. Тем выявлен конституционно-правовой смысл действующего республиканского законодательства применительно к установлению повышающего коэффициента (надбавки) за стаж педагогической работы для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений. Таким образом, суд приходит к выводу, что действующим законодательством, правовыми нормативными актами органов местного самоуправления, локальными правовыми актами МБОУ «<данные изъяты> СОШ №» не предусмотрена выплата заработной платы учителям, в том числе истцам, с учетом повышающего коэффициента (доплаты) за стаж педагогической работы, его установление является не обязанностью, а правом МБОУ «<данные изъяты> СОШ №» как работодателя. С учетом изложенного исковые заявления подлежат оставлению без удовлетворения. Р Е Ш И Л: Жарковой О.А., Маньковой О.И., Медведевой М.И., Хайрулиной В.И., Белоголовой Т.А., Шатохиной Т.А., Бурлаковой И.С., Перфильевой Е.В., Исмагиловой С.М., - в иске отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Дампилова Ц.В.