Об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Каа-Хемский районный суд <адрес> в составе:

ФИО21 ФИО26,

с участием представителя заявителя - старшего помощника прокурора <адрес> ФИО28,

представителя заинтересованного лица – директора <данные изъяты> ФИО30

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в <адрес> ФИО27 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФИО12 в лице директора ФИО30, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности на <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в <адрес> ФИО27 обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФИО24 в лице директора ФИО30, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности на <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда в деятельности ООО <данные изъяты>. В силу п.п. 4, 11 ст. 212 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённых Приказом Минздравсоцразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При этом аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Кроме того, пункт 7 вышеуказанного приказа содержит требование о необходимости аттестации вновь организованных рабочих мест после ввода их в эксплуатацию. Дальнейшие сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации и подзаконных нормативно-правовых актов в ООО «Сарыг-Сепское дорожно-ремонтное строительное управление» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда. Несоблюдение требований Трудового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых и законодательных актов об охране труда, в частности аттестации рабочих мест по условиям труда сертификации работ по охране труда, создает угрозу аварийных ситуаций в предприятии, повышения уровня производственного травматизма. Бездействием директора <данные изъяты> ФИО30 - неисполнением им обязанности, предусмотренной законодательством, по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, нарушаются права неопределенного круга лиц (лиц, работающих в предприятии и лиц, которые поступят на работу в предприятие в будущем) на безопасные условия труда, также на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях. Просит признать незаконным бездействие <данные изъяты> в лице директора ФИО30,, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и обязать <данные изъяты>, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В судебном заседании представитель заявителя – старший помощник прокурора <адрес> ФИО28 поддержала заявление прокурора <адрес> по указанным в заявлении основаниям и просила его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – директор <адрес> ФИО29 в судебном заседании согласился с заявлением прокурора <адрес> и пояснил, что в <адрес>» аттестация рабочих мест не проводится из-за нехватки денежных средств. Аттестация рабочих мест ни в одной дорожной организации Республики не проводится, так как нет аттестационной комиссии.

Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 219 Трудового Кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации понятие «условия труда» определяется как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Аттестация рабочих мест по условиям труда, представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятии по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее – Порядок)

Согласно абзацу 3 п.п.1 п.1 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда, (аттестующая организация), проводит работу в соответствии вышеуказанным Порядком.

В пункте 2 Порядка регламентировано, что аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда.

Согласно п.5 вышеуказанного приказа сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места: после замены производственного оборудования; изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и другого; при выявлении нарушений, установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) и утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе: деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации; деятельность службы охраны труда; работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Согласно штатного расписания в <данные изъяты> утверждено 29 штатных единиц, в том числе: водителей - 2 единицы, начальников участка - 2 единицы, рабочих - 5 единиц, дорожных рабочих – 2 единицы, электрогозосварщиков – 1 единица, кочегар - 1 единица, тракторист – 3 единицы, шкипер – 2 единицы, главный механик – 1 единица, и др.

Согласно п. 7.2 Устава <данные изъяты> директор Общества является единоличным исполнителем органом Общества, без доверенности действует от имени Общества.

Согласно приказа по ООО «Сарыг-Сепское ДРСУ» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО29 на основании решения общего собрания участников <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в <данные изъяты> не выполняются нормы действующего законодательства, обязывающие обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что может повлечь грубое нарушение прав граждан на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях.

Так, из объяснения ФИО30 следует, что аттестация рабочих мест на соответствие стандартам безопасности с 1999 года, то есть с момента образования Общества, ни разу не проводилась. Деньги на проведение аттестации рабочих мест в бюджете не предусмотрены.

Из объяснения инспектора отдела кадров <данные изъяты> ФИО7 следует, что аттестация рабочих мест в <данные изъяты> не проводилась из-за отсутствия финансовых средств.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что <данные изъяты> не приняты меры по организации проведения аттестации рабочих мест на предприятии. Таким образом, судом установлен факт нарушения <данные изъяты> вышеназванных норм закона в области охраны труда, заключающийся в бездействии по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Суд считает, что данное бездействие <данные изъяты> в лице директора ФИО30 по не проведению аттестации рабочих мест следует признать незаконными.

Допускаемое <данные изъяты> бездействие создает угрозу нарушения гражданских прав граждан, так как аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В связи с указанным, суд находит заявление прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, признав бездействие <данные изъяты> в лице директора ФИО30 в части не принятия мер по проведению аттестации рабочих мест незаконным, суд обязывает <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В связи с чем, с <данные изъяты> подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> в <адрес> ФИО27 в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия <данные изъяты> в лице директора ФИО30, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, возложении обязанности на <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, удовлетворить.

Признать бездействие <данные изъяты> в лице директора ФИО30 выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, незаконным.

Обязать <данные изъяты> провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Взыскать с <данные изъяты> в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд <адрес> со дня вынесения.

ФИО21 ФИО26